Решение о ликвидации бесплатных парковок в центре города переведет деловую активность за пределы центра, прогнозируют эксперты.
На прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин заявил о своем намерении ликвидировать бесплатные парковки в центре города, а также в районах между Садовым и Третьим транспортным кольцом. Эксперты компании Penny Lane Realty уверены, что это решение окажет влияние на офисный и торговый сегменты рынка коммерческой недвижимости.
Запрет мэра приведет в первую очередь к тому, что арендаторы и покупатели офисных помещений будут обращать все больше внимания на наличие доступной для рядовых сотрудников парковки. Офисы с дефицитом дешевых парковочных мест могут существенно потерять привлекательность в глазах арендаторов.
Согласно общепринятым правилам сегодня норма обеспеченности БЦ машиноместами составляет 1 м/м на 100 кв.м арендуемой площади.
Платные уличные парковки около офисных центров создадут дополнительные машиноместа, однако они будут доступны для рядовых сотрудников лишь при существенно меньшей цене парковки, нежели существует сейчас.
«С одной стороны, при цене за парковку в 200-300 руб. в час работники с невысоким уровнем достатка вынуждены будут пересесть на общественный транспорт, либо ставить машины во дворах, что приведет к коллапсу, - комментирует Максим Жуликов, директор по развитию департамента офисной недвижимости Penny Lane Realty.
Он предполагает, что под воздействием недовольных работников собственники компаний, возможно, станут выбирать более удобные для своих сотрудников офисы, которыми могут стать объекты, расположенные за пределами зоны действия нового постановления Собянина».
Таким образом, эксперты предполагают, что ряд арендаторов могут переселиться в северо-западное направленим ( в район Ленинградского проспекта) на юго-запад Москвы (начиная с Хамовников и Гагаринского района и заканчивая ст.м. «Пр. Вернадского» и «Калужская»), где уже сейчас развиты деловые кластеры.
Эксперты предполагают, что увеличится спрос и на офисные площади по Кутузовскому проспекту, пользующиеся популярностью у многих топ-менеджеров из-за близости к месту жительства. Кроме того, дефицит бесплатных парковочных мест может повысить интерес собственников к особнякам в ЦАО, имеющих огороженную территорию с определенным количеством машиномест для арендаторов.
В то же время торговой недвижимости Москвы запрет на бесплатную парковку в центре и прилегающих к нему районах ничем не грозит, уверены эксперты. «Большинство торговых центров обеспечены собственной стоянкой для машин, которая при средней стоимости 100-150 руб. пользуется спросом у автомобилистов, поэтому потоки посетителей в ТЦ останутся на прежнем уровне, – объясняет Алексей Могила, директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty.