Европейский суд по правам человека нашел нарушения в процессе по делу трех россиянок, осужденных в 2003 году в Москве за взрывы у памятника Николаю Второму в Подольске и у здания приемной ФСБ, следует из текста решения, размещенного во вторник на сайте суда.
Как отмечается в сообщении, Ольга Невская, Лариса Романова и Надежда Ракс были задержаны в 2000 году по подозрению в организации взрывов, прогремевших у памятника Николаю Второму в Подольске и у здания приемной ФСБ в Москве в 1998 и 1999 году соответственно. В 2003 году они были приговорены к различным срокам лишения свободы.
По мнению заявителей, судебный процесс по их делу был несправедливым и затянутым. Они также пожаловались на решение проводить слушания в закрытом режиме. Кроме того, Романова считает незаконным свой арест с 6 марта по 21 ноября 2002 года и утверждает, что ее телефон прослушивался без санкции суда, передает РИА Новости.
ЕСПЧ счел, что дело было рассмотрено в разумные сроки. Однако суд согласился, что оснований для рассмотрения дела в закрытом режиме не было, в связи, с чем признал РФ нарушившей право заявительниц на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) и взыскал в их пользу по 4,8 тысячи евро.
Кроме того, суд частично согласился с доводами Романовой о незаконности нескольких продлений ареста и взыскал в ее пользу еще 15,2 тысячи евро, постановив, что российские власти нарушили в ее отношении статью 5 конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность). При этом ЕСПЧ отклонил ее жалобу на нарушение статьи 3 (запрещение пыток).
Мосгорсуд в 2003 году признал Невскую, Ракс и Романову, а также четвертую фигурантку дела Татьяну Нехорошеву-Соколову виновными в терроризме, совершенном организованной группой, и в незаконной перевозке взрывчатых веществ и взрывных устройств. Невская была осуждена на шесть лет, а Романову и Ракс суд приговорил к 6,5 и девяти годам лишения свободы соответственно. Нехорошева-Соколова получила условный срок.
В ходе судебного процесса Невская и Нехорошева-Соколова находились под подпиской о невыезде, а Романова и Ракс – под стражей.
По данным следствия, все обвиняемые были членами экстремистской организации «Новая революционная альтернатива». Тем не менее, подсудимые свою вину не признали и отрицали причастность к деятельности этой организации.