Если украинские военные знали о возможном использовании системы «Бук» на юго-востоке страны, они должны были проинформировать об этом и самолеты, пролетающие над этой территорией, заявил глава Росавиации Александр Нерадько.
«Если предположить, что Вооруженные силы Украины знали о возможности применения боевых средств поражения гражданских воздушных судов на больших высотах с использованием системы «Бук», они должны были зафиксировать работу соответствующих РЛС, как это было сделано ВС России», — сказал Нерадько журналистам, его цитирует РИА Новости.
По его словам, в этом случае Международная организация гражданской авиации (ИКАО) требует немедленно связаться с экипажами воздушных судов на аварийной частоте и передать прямое предупреждение о ЧС. Этого сделано не было.
Кроме того, чиновник не понимает, почему продолжающийся на юго-востоке Украины вооруженный конфликт «не вынудил авиационные власти Украины и Евроконтроля принять решение о закрытии днепропетровской зоны обслуживания воздушного движения».
После катастрофы иранского лайнера, сбитого США над Персидским заливом в 1988 году, ИКАО разработала специальное руководство по мерам, принимаемым в связи с опасной военной деятельностью. По словам Нерадько, это руководство требует, чтобы гражданские воздушные суда не летали в районах опасной военной деятельности.
«Это руководство требовало от Украины, чтобы приготовления Вооруженных сил к деятельности, создающей потенциальную военную опасность для гражданских воздушных судов, заблаговременно координировались с органами обслуживания воздушного движения, с центрами управления воздушным движением», — отметил он.
Кроме того, по его словам, комиссии по расследованию обстоятельств гибели лайнера требуется получить информацию о том, какие указания поступали органам обслуживания воздушного движения Украины от авиационной администрации и министерства обороны Украины в связи с ограничениями на использование воздушного пространства в районе Донецка и Луганска. Требуется получение записей инструктажа заступающей на дежурство смены Центра управления воздушным движением, под управлением которой находился малазийский Boeing.
«В России есть эксперты, имеющие опыт проведения подобных расследований»
Нерадько заявил, что Росавиация, со своей стороны, готова предоставить комиссии по расследованию катастрофы малайзийского Boeing 777 всю имеющуюся у нее информацию, а также направить своих специалистов для изучения обстоятельств трагедии.
«Федеральное агентство воздушного транспорта готово предоставить всю имеющуюся у нее информацию для проведения беспристрастного и объективного расследования обстоятельств и причин авиационного происшествия с малайзийским Boeing 777», — сказал Нерадько журналистам.
По его словам, в России есть опытные эксперты для проведения таких расследований, имеющие печальный опыт расследования обстоятельств и причин боевого поражения российского самолета Ту-154 над акваторией Черного моря зенитным ракетным комплексом Украины С-200 в 2001 году.
«Круг экспертов, которые могли бы принять участие в расследовании, уже определен. Мы рассчитываем, что после проведения формальных процедур согласования с комиссией по расследованию, которое проводит голландская сторона, будет определен уполномоченный представитель Российской Федерации для участия в расследовании авиационного происшествия», — заявил глава Росавиации.
Он также отметил, что комиссия по расследованию должна выяснить, зафиксировали ли вооруженные силы Украины активность «чужих» радиолокационных станций в зоне полета рейса MH017 и пытались ли они в этой связи выдать необходимые предупреждения экипажу самолета.
«Готовность экипажа к возникновению чрезвычайной ситуации в этом случае помогла бы снизить тяжелые последствия авиационного происшествия», — заявил Нерадько.
По его словам, для расследования требуются данные радиообмена не только экипаж — диспетчер, но и радиообмена диспетчера со смежными пунктами управления воздушным движением на территории России, с диспетчерским пунктом Ростова-на-Дону, в том числе при входе самолета в воздушное пространство Украины.
Также требуется представить комиссии по расследованию данные радио- и телефонных переговоров с военными секторами или силами противовоздушной обороны Украины. По словам главы Росавиации, такие записи должны вести и храниться в течение определенного времени.
«Требуются также переговоры диспетчера с экипажем рейса Сингапурских авиалиний и «Эйр Индии», экипажи которых и самолеты находились в районе авиационного происшествия примерно в то же самое время», — сказал Нерадько. Экипажи этих самолетов, как считают в Росавиации, могли наблюдать развитие трагической ситуации.
Необходим также анализ данных радиолокационной обстановки, которую могли бы наблюдать диспетчеры Украины. По словам главы Росавиации, эти и другие подобные записи должны вести и храниться в течение определенного времени.
«Необходимо найти части ракеты, сбившей Boeing»
Нерадько считает, что Украина должна организовать поиски частей ракеты, которая могла быть выпущена на востоке страны в зоне, где летел малайзийский Boeing 777.
«Украинские власти обязаны организовать поиск частей ракеты, может быть выпущенной по малазийскому самолету, в любом случае — была она выпущена или нет. Такие поиски следует организовать», — заявил журналистам Нерадько.
По его словам, это позволит идентифицировать лиц, причастных, возможно, к боевому поражению самолета.
«Учитывая, что место авиационного происшествия находится на суше и радиус применения средств боевого поражения не превышает 50 километров, то такие поисковые работы могут быть осуществлены с достаточно высокой степенью эффективности», — заявил он.
По главы Росавиации, практика расследования авиационных происшествий показывает, что такие поисковые работы вполне реальны и осуществимы.
Украина должна также предоставить информацию о том, использовались ли в день крушения малайзийского Boeing средства создания помех для работы системы GPS.
«Ранее Росавиация получала от экипажей российских воздушных судов информацию о сбоях в работе спутниковой системы навигации GPS при полетах над территорией Украины. Необходимо, чтобы власти Украины представили сведения о том, использовались ли в день происшествия средства постановки помех для работы GPS», — сказал глава Росавиации.
Принимая во внимание, что в момент ЧП в том же районе находились другие самолеты, необходимо срочно получить от их экипажей замечания о работе бортового и наземного навигационного оборудования.
«Это может объяснить причину отклонения экипажа малайзийского воздушного судна севернее от линии, которая задавалась планом полета», — сказал глава ведомства.
Boeing, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля в Донецкой области. На борту лайнера находились 298 человек, все они погибли. Киевские власти обвинили в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые могли бы сбить самолет на такой высоте.
СБ ООН в понедельник принял резолюцию, призвав привлечь к ответственности виновных в авиакатастрофе, прекратить военные действия в зоне крушения самолета и обеспечить безопасный доступ международных экспертов на место падения Boeing. Постпред России при ООН Виталий Чуркин заявил, что расследование на месте катастрофы должно быть организовано при ведущей роли ИКАО.