Попытка спровоцировать на взятку должностное лицо, которое отказывалось принимать незаконное вознаграждение, должна наказываться уголовно, постановил Верховный суд РФ.
«Ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа наступает лишь в случае, когда попытка передачи денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера осуществлялась в целях искусственного формирования доказательств совершения преступления или шантажа, и должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующие о его согласии принять взятку либо предмет коммерческого подкупа, или отказалось их принять», – говорится в постановлении пленума Верховного суда РФ.
Там говорится, что «провокация взятки или коммерческого подкупа является оконченным преступлением с момента передачи имущества либо оказания услуг имущественного характера без ведома должностного лица или вопреки отказу принять незаконное вознаграждение».
В документе отмечается, что передача денежных средств в качестве взятки чиновнику, если он согласился принять это незаконное вознаграждение, провокацией взятки не является.
«В связи с тем, что провокация взятки либо коммерческого подкупа совершается без ведома либо заведомо вопреки желанию должностного лица, оно не подлежит уголовной ответственности за получение взятки либо за коммерческий подкуп за отсутствием события преступления», – цитирует Интерфакс постановление пленума.
Верховный суд постановил, что подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа, не являются провокацией взятки, но противоречат закону.
«Такие действия совершаются в нарушение требований закона и состоят в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, когда такое согласие либо предложение было получено в результате склонения указанных лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено», – постановил пленум.
«Принятие должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, при указанных обстоятельствах денег, ценных бумаг, иного имущества или имущественных прав, а равно услуг имущественного характера не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние. В этом случае в содеянном отсутствует состав преступления», – говорится в документе.