Лидер коалиции «Грузинская мечта», Бидзина Иванишвили богатейший человек Грузии в интервью Forbes рассказал, что намерен находиться у власти не более двух лет и намерен наладить отношения Грузии с Россией.
«Главное, исключить вакуум во время передачи власти — они уходят, мы приходим и хотим, чтобы за это время, пока формально и неформально они еще управляют, а мы должны их заменить, не было недоразумений и напряжения», – обозначил Иванишвили видение передачи власти.
«Мы хотим реальную демократию»
«Мне больше всего понравилось заявление, что президент не согласен с нашей идеологией. В принципе это истина — мы не подходим именно по идеологиям. То, что он не согласен с нами, было видно по всем его действиям, и хорошо, что он это признал. Да, мы хотим реальную, а не фасадную демократию, следовательно, наши действия будут отличаться от его правления», – сказал Иванишвили.
«Лично я и наша коалиция в целом сделали очень многое для того, чтобы он смог сохранить лицо. Мы так аккуратно, ювелирно провели предвыборную кампанию, что у него не осталось другого выхода, кроме признания результатов выборов. Хотя многие (и в том числе я) не были уверены, что он сможет так поступить. По поводу отставки: я не хочу и не собираюсь это применять. Раз он смог признать поражение, это с его стороны героизм (несмотря на то, что у него не было другого выхода). Соответственно, он частично сохранил лицо, но главное, что это хорошо для нашей страны, для будущей демократии, чтобы больше не пришлось революции строить», – сказал Иванишвили.
«1,5 года – самый оптимальный срок»
По словам Иванишвили, он планирует пробыть у власти «максимум два года». «Думаю, это максимальный срок, за который могу успеть все необходимое: привести в порядок конституцию, изменить законы, которые определят реальную стратегию и направление развития нашей страны, обеспечить свободу судов, медиа, освободить от политики полицию, прокуратуру и т. д. За два года это можно успеть. И хорошую команду сформировать тоже. Минимум — год, максимум — два, думаю, промежуточный вариант — 1,5 года — самый оптимальный», – сказал Иванишвили.
По его словам, он получил очень плохое наследство. «Это видно невооруженным глазом. Более конкретно смогу сказать, когда войдем в Минфин, нацбанк... Мне кажется, что они цифры «рисуют», а реальность совсем другая. Очень сложно будет наполнить бюджет за этот год. Да и в прошлом году в основном он грантами и кредитами наполнялся. Полный ответ будет, когда введем своих людей в финансовый блок. Если с бюджетом все более-менее нормально, тогда не так страшно. Хотя почти по всем направлениям Саакашвили и компания много дров наломали — и в сельском хозяйстве, и в здравоохранении, и в образовании, и в науке... Повсюду», – считает лидер победившей коалиции.
Отвечая на вопрос о своем первом визите после победы, Иванишвили подтвердил, что это будут США. «Думаю, это логично. За все это время — и до, и во время, и после выборов — решающую роль играли американцы, которые заняли очень принципиальную позицию. И не только во время выборов — они много инвестиций вложили в развитие демократических институтов в Грузии. Саакашвили это все пустил по ветру, но я бы очень хотел сохранить и углубить эти партнерские отношения», – сказал политик.
«Обязан сделать все, чтобы наладить отношения с Россией»
«При этом мы, конечно вплотную будем работать с Европой и, конечно же, наша самая сложная задача — наладить отношения с Россией. Понимаю, что по этой части много вопросов и часто слышно, что НАТО и Россия несовместимы, но я думаю, что мы все же сможем найти точки соприкосновения и доказать, что это не невозможно», – сказал Иванишвили.
«Лично с Путиным или Медведевым никогда не встречался, хотя я думаю, что обязан сделать все, чтобы наладить дружеские отношения с Россией, способствовать этому. Посмотрим, как получится, хотя у меня есть надежда, что должно получиться. У меня в России много друзей, хорошо знаю бизнес-истеблишмент, интеллигенцию, ученых (там кандидатскую защитил, докторскую делал, очень хорошо знаю этот круг). Мы хорошо друг друга знаем, близкая культура, веками жили вместе, много деятелей культуры, которые ждут и скучают друг без друга. И рынок российский для Грузии сугубо важен. Считаю, что на первом этапе как минимум культурные и торговые отношения надо восстанавливать, без всяких предварительных условий. Понимаю, что отношения вошли в тупик, но из него надо выходить», – сказал политик.
«Россия несколько веков готовится перейти за Кавказский хребет»
«Да, я часто слышу, что вот Иванишвили говорит так, а Медведев и Путин сами признали, что несколько лет готовились к войне. А я спрашиваю: несколько лет? Не несколько лет, а несколько веков Россия готовится перейти за Кавказский хребет. И каждый раз я объясняю, что это геополитические интересы и они есть не только у России. У многих больших стран есть такие аппетиты, они присматриваются к территориям соседей. Я не хочу называть наших других соседей, но смотрите на историю: попытки были у многих и меньше всего было, может быть, как раз со стороны России. Следовательно, когда ты лидер маленького, уязвимого государства, надо правильно выстроить политику и правильно себя вести. Я не оправдываю Россию, но в первую очередь надо спрашивать с себя, со своего правительства. Так дурно не надо себя вести, провоцировать, ломать дрова и после этого выяснять, кто, сколько лет и к чему готовился», – сказал Иванишвили.
«Со стороны России была выявлена огромная агрессия, это было очень обидно, и это непростительно. Хоть определенное время прошло, но боль и раны сохраняются. Но обе стороны должны постараться выйти из тупика и способствовать урегулированию, чтобы вернуться к исходной», – отметил глава победившей коалиции.
Отвечая на вопрос, что может быть интересно российским инвесторам в Грузии, Иванишвили сказал, что у россиян осталась ностальгия. «Думаю, осталась ностальгия в первую очередь поколения моего возраста, может, еще поколений чуть постарше и моложе. Молодое поколение, может, и отвыкло, но люди старше помнят и ностальгируют. Представьте: всего 2 часа полета, у россиян поближе ничего нет: у нас и море, и горы, очень интересная природа, и близкие культуры. Надо сейчас способствовать развитию этого процесса и решению проблем», – заключил политик.