Ученые еще раз подтвердили, что храпеть вредно. У грызунов, побывавших в шкуре задыхающегося во сне человека, рак кожи развивался и метастазировал гораздо быстрее, чем у контрольными животных, которые дышали вдоволь.
Исследователи из научных центров Испании под руководством доктора Рамона Фарре (Ramon Farre, PhD) из Университета Барселоны (University of Barcelona) показали, что у храпящих мышей рак кожи (меланома) развивается активнее, чем у тех, кто спит тихо.
Но это условно. На самом деле ученые проводили эксперимент с больными животными, которые испытывали периодическое острое кислородное голодание -- гипоксию. Команда Рамона Фарре смоделировала условия, эквивалентные ночному апноэ: каждую минуту, в течение шести часов, мышки испытывали двадцатисекундный недостаток кислорода. Животные, ничего не подозревая, но слегка задыхаясь, беспокойно бегали в клетке вивария. На самом деле, в течение этих шести часов мыши были «в шкуре храпящего человека» -- пациента с синдромом ночного апноэ сна.
Ночное удушье
При центральном апноэ сна (ЦАС) остановка дыхания происходит из-за нарушения работы мозга и сердца. При обструктивном апноэ сна (ОАС) спящий человек задыхается из-за сужения (обструкции) верхних дыхательных путей. Так как во время сна мышцы тела, в том числе глотки и мягкого неба, расслабляются, то корень языка может западать. Одновременно диафрагма (главная дыхательная мышца организма) продолжает сокращаться, получая от мозга «дыхательные» импульсы. В дыхательных путях возникает отрицательное давление, из-за чего они спадаются. Из-за остановок дыхания организм начинает страдать от гипоксии (кислородного голодания) — мозг получает сигналы тревоги и заставляет организм экстренно просыпаться.
Задыхающиеся во сне люди не только храпят и мешают другим, но и сами страдают: в дневное время невыспавшийся мозг (о чем человек не всегда догадывается, так как не помнит своих многочисленных пробуждений), плохо соображает. А как выяснили недавно ученые из Университета Чикаго, беспокойный сон увеличивает резистентность клеток к инсулину. И тем самым провоцирует развитие сахарного диабета.
Ученые решили исключить из эксперимента любые «отягчающие обстоятельства». Оставили только гипоксию и меланому – наиболее агрессивную разновидность рака кожи. Оказалось, что у «мышей-храпунов» меланома развивалась и метастазировала гораздо активнее, чем у контрольной группы животных. Более того, даже на клеточном уровне опухоль была более «злобной».
«У нас еще много вопросов, которые требуют дальнейших клинических и экспериментальных исследований. Но мы думаем, что результаты этой работы будут использованы в клинической практике как для лечения, так и для профилактики заболеваний», -- подводит итоги руководитель исследования в докладе, представленном на Международной конференции в Денвере.