Ситуация с образовательными стандартами напоминает бег по кругу: вроде бы все прошли большое расстояние, а вернулись в ту же точку. Минобрнауки представило "переписанный" федеральный стандарт образования, который на самом деле практически не изменился, что гарантирует новый виток скандала.
Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало во вторник вечером обновленную версию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для учеников 10-11 классов. А в среду руководитель группы разработчиков документа Александр Кондаков собрал журналистов, чтобы растолковать детали. Причины такого активного стремления навстречу СМИ понятны – прежний вариант вызвал оглушительный скандал, против выступило чуть ли не все профессиональное сообщество и множество родителей, более 20 тысяч человек подписались под обращением президенту с просьбой отложить введение стандартов. Да и сам глава государства велел хорошенько обсудить нововведение.
Кондаков пояснил, что новая структура, как и раньше, оставляет в программе три обязательных дисциплины, которые предполагается преподавать на одинаковом для всех уровне: «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Почасовую разбивку каждая школа определит для себя сама. Минобрнауки рекомендует отводить на «Россию в мире» -- мультипредмет, содержащий элементы истории, географии, политологии и культурологи -- 2-3 часа в неделю, на физкультуру – 3 часа и на ОБЖ – «важнейший из курсов, который позволит сформировать у подростков личную гражданскую позицию отрицания экстремизма и терроризма» -- 3 часа.
Для убедительности Кондаков навскидку составил учебный план для будущего журналиста. По версии автора стандарта, он может выглядеть примерно так: общие для всех ОБЖ, физкультура и «Россия в мире», индивидуальный проект, русский и литература, иностранный, история – на профильном уровне, на интегрированном – естествознание и математика с информатикой, право (базово или профильно), и за счет «курса по выбору» дополнительная (уже третья) опция из тех же общественных наук: например, экономика. Итого 10 дисциплин.
По замыслу разработчиков, получится обучение по индивидуальному плану – то, что сегодня предоставляют своим воспитанникам только редкие школы мегаполисов.
Предшествующий документ вызвал негодование специалистов, после чего разработчики стандартов решили ублажить бунтарей. В пояснительной записке, прилагаемой к новым стандартам, Александр Кондаков (научный руководитель проекта по разработке ФГОСов) отмечает, что при доработке документов были учтены все требования и пожелания. Исключение составили противоречащие законодательству, декларативные и абстрактные.
Новое старое
Самое главное, что все вышеизложенное не отличается от того, что предлагалось в ноябрьском варианте. Впрочем, об этом пишут в пояснительной записке и сами разработчики: «В соответствии с поступившими предложениями в разделе «Требования к структуре основной образовательной программы» существенно переработаны требования к учебному плану среднего (полного) общего образования в части структуры и доходчивости изложения схемы формирования как самого учебного плана, так и индивидуального учебного плана обучающихся».
В стандарте по-прежнему прописано, что ученики 10-11 классов должны уметь противостоять деструктивному воздействию СМИ и тяготеть к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Также российскому старшекласснику велено любить свой край и свою родину, уважать свой народ, культуру и ценности, принимать традиционные семейные ценности, креативно и критически мыслить, целенаправленно познавать мир, осознавать себя личностью и уметь вести конструктивный диалог. Эти и другие «неабстрактные» формулировки составляют большую часть документа.
Свобода – фикция
Более того, педагог усомнился, что «свободу выбора» можно воплотить в реальность: «Невозможно представить, чтобы в четырнадцать лет ребенок самостоятельно выбрал свой жизненный путь, -- пояснил Курбатов корреспонденту Infox.ru.-- Идея профильного обучения не лишена здравого смысла, но предлагаемая система потерпит бедствие, как только ученики начнут на самом деле добровольно (!) выбирать предметы: ни один завуч не сможет составить расписание уроков для пятидесяти старшеклассников, каждый из которых хочет учиться по своей программе. Это фикция и абсурд – ребенок не сможет делать выбор самостоятельно».
Если же говорить о детях из неблагополучных регионов, сельских школ и социально незащищенных слоев общества, то они имеют все шансы получить желанную свободу и попросту устроить «праздник непослушания»: «Страшно представить перспективы образования не в относительно благополучной Москве, а в остальных регионах огромной России», -- согласился Рустам Курбатов с корреспондентом Infox.ru. Более того, реформы в образовании не согласуются с государственном курсом развития науки, которую и должны развивать нынешние школьники: «Вы далеко заходите, в министерском кресле не так просто думать о глобальных перспективах», -- прокомментировал он замечание корреспондента Infox.ru.
«Самое красивое, либеральное и демократическое требование нашей двадцатилетней реформы образования (о возможности выбора в старшей школе) появляется на свет в глупейшем виде и тем самым дискредитирует идею свободы. После этого говорить о свободе в школе никто не будет». – резюмировал Рустам Курбатов.
Экономия -- не оправдание
Директор Института развития образования Ирина Абанкина рассказала корреспонденту Infox.ru, что для разработки новых программ и учебников придется потратить значительные средства. Правда, эти траты заложены в бюджет ФЦП «Развитие образования». Сложности возникнут, скорее всего, только у муниципалитетов: «Каждый регион должен будет постараться, чтобы школы соответствовали требованиям ФГОСов», -- сказала Абанкина, не отрицая, что у муниципалитетов не хватает денег на убору снега, не то что на хореографические залы и лингафонные кабинеты. Немало денег потребуется и для того, чтобы научить учителей пользоваться ФГОСами. «С распределением финансирования придется разбираться после того, как будут приняты стандарты», -- завершила Ирина Абанкина. Так что о каком начале экспериментов мечтает Минобрнауки в 2013 году (именно тогда в нескольких школах россии должны стартовать первые опыты по внедрению новых ФГОСов) -- не известно.
Александр Кондаков, конечно, привел примеры многопрофильных образовательных учреждений, где старшее звено поделено на профильные группы: например, медицинские, математические и прочие специализированные классы. «Это даже не классы, а такие формирования по 13-15 человек, образованные по направлениям обучения», -- пояснил Кондаков. Тем не менее удовлетворить запрос каждого из своих учеников окажется в состоянии не всякая школа, был вынужден признать главный автор стандарта: «Будут выбирать. Кому-то придется перевестись в другую школу, больше соответствующую выбранному профилю». Но и эта модель не объясняет ситуацию, в которой окажутся, скажем, сельские малокомплектные школы.
Кондаков не исключил, что нынешний вариант документа, представленный на сайте ведомства, тоже не будет окончательным. Он даже выступил с инициативой продлить обсуждение в интернете до двух месяцев (предполагался месяц) и, фактически, повторил слова министра образования Андрея Фурсенко о том, что стандарт не будет утвержден до тех пор, пока по основным его положениям не будет достигнуто общественное согласие.
Впрочем, резких критиков позиция Кондакова вряд ли успокоит. Например, депутат Госдумы коммунист Олег Смолин, называвший предыдущий вариант документа «стандартами для недоумков», и сейчас настроен не слишком благожелательно. Впрочем, до настоящего возмущения депутат ещё не дошел: «Я еще толком не успел изучить новый текст, но, кажется, все основные пороки там остались. В любом случае, широкое обсуждение – это хорошо. Еще есть шанс все поменять», -- сказал Смолин.
Infox.ru следит за доработкой и переработкой образовательных документов, которые снова вызвали недоумение специалистов.