Американским детям не нравится учиться, поэтому они бросают школу. А если и возвращаются, то года через три-четыре. Насколько интересна учеба российским детям, их никто пока не спросил.
Ученые из Университета Индианы (Indiana University) опубликовали результаты ежегодного исследования, посвященного школьной жизни -- High School Survey of Student Engagement (HSSSE). Результаты, полученные с 2006 по 2009 год, показали, что подростки не хотят учиться и часто прогуливают школу.
Доклад Charting the Path from Engagement to Achievement, подготовленный к публикации в 2010 году, не выбивается за грани уже выявленных тенденций: старшеклассникам скучно в школе, они по-прежнему не хотят учиться.
Скучная школа
В исследовании участвовали более 42 000 учеников старших классов из 27 штатов. Психологи и педагоги разговаривали со школьниками об их желаниях, мыслях и восприятии образования. Оказалось, что всего 2% опрошенных никогда (или почти никогда) не скучали на уроках. Зато не менее 2/3 учеников без интереса изучают хотя бы один предмет. Половина старшеклассников ежедневно скучают хотя бы на одном из уроков и при возможности попросту прогуливают его. Около 1/5 учеников скучают регулярно: изо дня в день на всех уроках.
Среди причин, по которым дети начинают на уроках «ловить ворон» и считать минуты до звонка, лидировал неинтересный или непонятный учебный материал. Более 80% учащихся признались, что они не понимают, о чем на уроке идет речь. Более трети студентов сказали, что преподаватель работает сам для себя и не уделяет внимание ученикам – не взаимодействует с классом. Среди респондентов нашлись и те, кто не любит школу, потому что предметы и задания слишком простые (13%).
Ученые попытались выяснить, зачем подростки ходят в неинтересную школу. И пришли к выводу, что в основном ради поступления в престижный вуз и в дальнейшем хорошей работы. Многие ходят в школу как в клуб (поболтать со сверстниками), а также потому, что родители (попечители) следят за посещаемостью. Как отмечают исследователи, эти тенденции остались неизменными с 2006 года.
Школа как исправительная колония
Социальный лифт, клуб по интересам и кнут в руках взрослых – такова школа далеко не для всех. В 2008 году национальный центр статистики в области образования США отметил, что 75% школьников не сразу приходят в старшую школу. Как утверждает статистика, в среднем недоучки возвращаются к учебе года через четыре. Так что более четверти учеников оканчивают школу в возрасте, который больше подходит для старших курсов колледжа.
Высокий уровень недоучек заставил местные власти наказывать прогульщиков и лентяев. Так, школьника могут лишить водительских прав или сообщить в службу занятости работодателю, что его работник -- «симулянт» и «халявщик». В некоторых случаях полиция может насильно вернуть ребенка в школу и проследить, чтобы он ее закончил.
Исследователи уверены, что школу не надо превращать в исправительную колонию с полицейскими. Нужно лишь сделать процесс интересным и увлекательным. Оценивая результаты, руководитель исследования Этан Язи-Минц (Ethan Yazzie-Mintz) заметил, что сделать школьников активными и нескучающими участниками образовательного процесса может только «интеллектуальное удовлетворение». «Материал должен соответствовать умственным способностям и быть не слишком трудным и не слишком легким для ученика», -- говорит Этан Язи-Минц. Более того, на уроках мозг должен быть настроен не только на восприятие, но и на отдачу информации. «Дискуссии и дебаты по-прежнему остаются наиболее эффективными методами обучения», -- продолжает ученый.
Доклад и приложение с опытом «передовых» американских школ будет опубликован онлайн 9 июня. В следующем учебном году HSSSE покажет, как учителя и директора школ усвоили рекомендации ученых и что изменили в образовательном процессе.
«Я надеюсь, что это исследование поможет изменить академическую, социальную, интеллектуальную и физическую жизнь школ к лучшему», -- говорят авторы опроса.
Родительское мнение
Корреспонденты Infox.ru попытались выяснить, проводились ли подобные исследования среди российских школьников. И, опросив с десяток департаментов Минобрнауки, институт социологии РАН, а также социологический факультет МГУ, поняли, что российские социологи мнением учеников о школе пока не интересовались. Правда, в планах РАН значится подобное исследование. И его авторы обещали в 2011 году рассказать Infox.ru, с каким настроением дети ходят в школу и нравится ли им учиться.
Также удалось найти результаты опроса 2007 года «Сегодняшний школьник: уровень знаний и интересов», проведенного Фондом «Общественное мнение». В опросе участвовали 1500 респондентов, которые получили образование 20-30 лет назад. Их дети сейчас обучаются в школах.
Так как в отличие от американского исследования в российском опросе принимали участие родители, их точка зрения может не соответствовать ученической. Тем не менее более 50% респондентов убеждены, что детям учится неинтересно. Такая же доля респондентов уверена, что получать новые знания стало сложнее. Тех, кто считает, что учиться теперь проще -- в пять раз меньше. Мнения этих неравных по количеству «группировок» сходятся в том, что «корень зла» -- новые программы. В зависимости от «принадлежности» к тому или иному лагерю родители говорят об упрощенной или слишком «навороченной» программе.
Мнение опрошенных о качестве образования разделилось. Более трети родителей считают, что они, заканчивая школы, знали больше, чем их дети. Четверть родителей напротив, говорят, что интеллектуальный уровень у современного школьника выше, чем 20-30 лет назад.
Россияне обязаны учиться
Как отмечалось выше, 75% американцев переходят в старшие классы только через несколько лет после окончания средней ступени. В России с 2007 года введено обязательное 11-летнее образование. И бросать школу как американцы российские подростки не имеют права. За ними следят социальные службы, администрация школы и родители. Поэтому детей, бросающих школу, в России не так уж и много.
В московском департаменте образования корреспондентов Infox.ru заверили, что дети, бросающие школу, скорее исключение, чем правило. «Закон обязывает детей учиться, и за этим следят образовательные учреждения и социальные службы, -- сказал в интервью Infox.ru руководитель пресс-службы департамента образования города Москвы Александр Гаврилов. -- Ребенок не может даже получить документы на руки, если его родители не предоставят справку о том, что он будет принят в другую школу. После чего администрация школы должна убедиться, что ребенок дошел до новой школы».