Первые результаты МАКСа: авиастроители сетовали на снижение спроса, дизайнеры описали российские лайнеры будущего, а Владимир Путин помешал вице-премьеру Сергею Иванову захватить власть.
Кризис снизил активность покупателей авиационной техники, сетуют на МАКСе представители корпорации «Иркут». Гражданские самолеты на их стенде представлены моделью проектируемого семейства среднемагистральных самолетов МС-21. Лайнер, рассчитанный на 150-212 мест, появится в небе через 6-7 лет. Уже открыт тендер на двигатели для него, в числе компаний, подавших заявку, числится и Rolls-Royce.
Глава российского представительства Rolls-Royce International Владимир Расщупкин сказал Infox.ru, что на этом авиасалоне он запланировал деловые встречи с российскими компаниями «по текущим программам». «Ту-204 – одна из них, -- говорит он. -- Мы также встречались с представителями «Камова», у нас есть вертолетная программа по Ка-225, а также с представителями Объединенной авиастроительной корпорации». «Сотрудничество в военной сфере пока не рассматривается», -- подчеркивает топ-менеджер.
Финансовые результаты по первому полугодию 2009 года Владимир Расщупкин называет «положительными»: компания отработала с прибылью. «С учетом кризисных условий результат хороший, -- говорит он. -- Кризис повлиял на Rolls-Royce, но не катастрофически».
«Компанию спасает то, что у нее был большой пятилетний портфель заказов. Если кто-то отказывается, то другие получат двигатель раньше. Сокращение заказов видим, но это не катастрофа, -- утверждает топ-менеджер Rolls-Royce. -- Кроме того, компания хорошо вошла в кризис, у нее не было долгов, было хорошее финансовое положение. Rolls-Royce – это не только авиационные двигатели, это еще и энергетические установки, судовое оборудование, ядерная энергетика. Диверсификация тоже позволяет пережить кризис, потому что отрасли в разной степени и в разное время подвержены кризису. Например, энергетика не очень пострадала».
Кризис – время возможностей, в том числе для авиастроителей, убежден вице-президент Bombardier Род Шеридан. Он рассчитывает на продвижение регионального пассажирского авиалайнера CRJ200. «Этот самолет демонстрирует хороший спрос на лизинг самолетов по всему миру. Это очень недорогой самолет, и он удерживает рынок», -- заявил Infox.ru Род Шеридан.
Все опрошенные Infox.ru участники МАКСа сходятся во мнении: отрасли нужно меньше шика и больше прагматизма.
Раньше компании оформляли минимум два VIP-салона самолета Як-42 и ТУ-134 в год, говорит представитель Ассоциации компаний авиационных интерьеров. В 2009 году существует пока только один подобный заказ. А по поводу серийного оформления – объемом 50-100 салонов -- пока никто не обращался, говорит представитель АКАИ.
На стенде АКАИ показан фрагмент салона Ту-204СМ: светодиодная подсветка, увеличенная полка для ручной клади, регулируемые сервисные кнопки, три ряда серо-голубых кресел эконом-класса и два электрических кресла бизнес-класса, в которых можно лечь горизонтально. «В России таких никто не производит», -- говорит Сергей Тыцык, сотрудник компании Kvand, входящей в АКАИ. По его словам, если будет заказ, испытания и сертификация новых кресел пройдут быстро -- максимум полгода.
Владимир Путин около двух часов посещал стенды участников авиарынка.
«Спрашивал, что творится. Я сказал, что разместили новые заказы штамповок на 148 самолетов Sukhoy Superjet 100»,-- поделился с корреспондентом Infox.ru гендиректор корпорации «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин.
По его словам, премьеру о проблемах не рассказывали. «Два года назад начали инвестиции в механообработку наудачу. Нам казалось, что это будет востребовано. В этом году стало ясно, что это действительно востребовано. И «Сухой», и ОАК приходят, чтобы мы делали механообработку, -- говорит Михаил Воеводин. -- Это достаточно финансоемкая инвестиция, потратили порядка $70 млн, не считая совместных предприятий. И мы не знали, что получится: ты инвестируешь, через два года приходят станки, через три – запускаешь производство. Старт производства намечен на 2010-2011, а у нас уже есть заказы».
Глава титановой корпорации утверждает, что к концу 2009 года потребление титана по сравнению с 2007 годом снизится на 15-20% -- снизили запросы иностранные покупатели. «Россия в этом году выполнила на 100% план по заявлениям, точнее, мы выполнили свой план по сбыту в Россию, я даже сказал бы, процентов на 105-107%, -- утверждает Михаил Воеводин.-- Россия увеличила потребление титана в этом году, в следующем будет еще больше. В первую очередь благодаря SSJ и Ан-148. Причем в большей степени из-за Ан-148, потому что он уже делает самолеты, а «Сухой» только планирует. Очень надеемся на программу Ил-476, Ту-204».
По словам Михаила Воеводина, в контракте с Boeing изменений не будет. «Контракт кончается в 2015 году, мы сейчас начинаем обсуждать следующий -- на 2016-2020 годы – он в стадии рассмотрения», -- добавил он.
Стенд Boeing привлек внимание первых лиц государства. Там стоит симулятор полета на Boeing-787, и у фотографов появилась возможность сделать карточки веселее, чем протокольная съемка.
«I am taking over! («Я захватываю власть». – Infox.ru ), -- первый вице-премьер Сергей Иванов, сидя в тренажере для пилотов, рулил осторожно и благополучно поднял самолет в воздух. «Taking off («Взлетаю». – Infox.ru) », -- поправил его представитель компании. Когда к стенду подошел Владимир Путин, его заместитель освободил кресло, но премьер-министр так и не сел за штурвал.
«Он не хотел показаться непрофессионалом», -- объяснил корреспонденту Infox.ru президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко.
По его словам, компания продолжает все совместные программы с российскими партнерами, несмотря на кризис в экономике и авиации. Компания договорилась о продаже 129 самолетов, но на 89 лайнеров пришли отказы. Всего было продано 40 самолетов.
«Это связано с задержкой программы Boeing-787 или с финансовым положением авиакомпаний, -- говорит Сергей Кравченко. – Но за десять лет у Boeing отказов в два раза меньше, чем у Airbus».