Глава израильского МИДа заявил, что задержанный в Бангкоке самолет из Пхеньяна вез оружие боевикам организаций ХАМАС и «Хизбалла». В декабре прошлого года на борту воздушного судна, следующего в Иран, нашли 35 тонн оружия. Израильский министр назвал Иран, КНДР и Сирию новой «осью зла» и призвал ужесточить санкции против Тегерана.
Северокорейский самолет, задержанный в Бангкоке в декабре этого года, поставлял оружие боевикам организаций ХАМАС и «Хизбалла». Об этом, как передает Associated Press, заявил министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман.
В ходе своего визита в Японию Либерман назвал КНДР, Сирию и Иран новой «осью зла». Кооперация этих стран в производстве и распространении оружия массового уничтожения представляет наибольшую угрозу мировой безопасности, сказал министр.
Задержание северокорейского самолета в Бангкоке -- наглядный пример сотрудничества этих стран, заявил Либерман журналистам в Токио.
Министр не конкретизировал свои обвинения, но призвал Совет Безопасности ООН ужесточить санкции против Ирана.
«Иран -- это не проблема Израиля, а самая большая угроза всему миру, -- сказал Либерман. -- Мы считаем, что лучшим выходом из этой ситуации может стать ужесточение санкций со стороны Совбеза ООН».
Задержание самолета
Самолет был задержан в таиландском аэропорту Дон Мыанг 12 декабря 2009 года во время плановой посадки для дозаправки топливом. Задержание проводилось на основании резолюции Совбеза ООН, запрещающей КНДР экспорт вооружений. В соответствии с документом любое морское или воздушное судно, заходившее или приземлявшееся в Северной Корее, должно быть досмотрено в первом же порту захода (посадки).
На борту Ил-76 было обнаружено 35 тонн оружия, упакованного в ящики с гражданской маркировкой. Внутри находились ручные гранатометы, портативные зенитно-ракетные комплексы устаревшей конструкции и взрывчатые вещества.
Экипаж судна состоял из пяти человек – 54-летнего белорусского пилота Михаила Петухова и четверых его коллег -- граждан Казахстана.
Их обвинили в нелегальном владении оружием, сообщении заведомо ложной информации о характере груза и поместили под стражу. Им также планировали предъявить обвинение в хранении взрывчатых веществ. По законам Таиланда им грозило от двух лет тюрьмы до смертной казни.
Судьба пилотов
Пилоты утверждали, что не знали о наличии оружия на борту и что при погрузке в Пхеньяне не нарушали пломб, которыми опечатаны ящики. По словам летчиков, если бы экипаж был в курсе, что нарушает закон, он отказался бы выполнять полет. По их мнению, на борту находились бурильные трубы.
В феврале 2010 года генпрокуратура Таиланда не стала предъявлять никаких обвинений казахско-белорусскому экипажу. По просьбе правительств Казахстана и Белоруссии было решено депортировать летчиков на родину.
Месяцем ранее тайское правительство сообщило о том, что груз, обнаруженный на борту самолета, предназначался для Ирана.
На допросах белорусский пилот самолета Михаил Петухов утверждал, что самолет вылетел с Украины и захватил товары в Северной Корее. По его словам, по пути к пункту назначения самолет трижды совершал посадку для дозаправки -- в Азербайджане, ОАЭ и Таиланде. По словам пилота, самолет должен был заправиться в аэропорту Дон Мыанг, затем на Шри-Ланке, а потом прилететь с грузом на Украину.