Одно из главных требований к работе, особенно у молодых людей, только начинающих делать карьеру, - дружелюбный коллектив. Однако многим приходится разочароваться в своих ожиданиях, так как агрессия со стороны коллег, явная или скрытая, попадает в цель в 70% случаев.
Кто чувствует агрессию
В зависимости от профессии и занимаемой человеком должности формы и виды проявления недоброжелательности со стороны коллег, руководителей или подчиненных могут принимать самые разные формы. Опрос исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru, проведенный в 2009 году, выявил основные формы агрессии на работе, отношение к ней сотрудников и способы психологической защиты. Участниками опроса стали 1800 экономически активных россиян старше 18 лет.
Результаты опроса могут удивить: 70% россиян хотя бы однажды сталкивались с недоброжелательностью в коллективе. Женщины страдают немного чаще -- 71% -- по сравнению с мужчинами (69%). Негативное отношение зависит и от возраста: меньше всего достается самым молодым (до 23 лет).
Финансовое благополучие человека также оказалось в прямой зависимости от неприязненного отношения со стороны коллег. Среди россиян с доходом до 15 тыс. рублей в месяц с такой проблемой сталкивались 65%, а среди тех, кто зарабатывает свыше 45 тыс. рублей, таких насчитывается уже 73%.
Краски эмоций зависят от пола
Любопытно, что женщины чаще жалуются на такие сложности взаимоотношений в женском коллективе, как зависть, сплетни за спиной и прочие присущие исключительно женским коллективам вещи.
Жалобы мужчин носят абсолютно другой характер. На первом месте накаленная атмосфера и повышенная раздражительность окружающих, причем многие относятся к этому достаточно терпимо -- «в стране кризис, нет стабильности на рабочих местах».
Важнейшим фактором для мужчин является финансовая составляющая. По их мнению, маленькие зарплаты ведут к снижению самооценки, что автоматически делает окружающих более агрессивными. Кроме того, мужчины связывают агрессию в коллективе с общим отсутствием воспитания, тем, что в нашей стране оскорбления и другие формы недоброжелательного отношения проходят безнаказанно, никто не ставит таких людей на место.
Формы агрессии
Самая распространенная форма нападок коллег -- словесные оскорбления, на них жаловались 84% из всех россиян, когда-либо сталкивавшихся с проблемами в коллективе.
При этом, как ни странно, это задевает мужчин больше, чем женщин: 86% против 83%. На втором месте физическая агрессия, которая является спецификой определенных мужских коллективов: мужчины встречаются с ней в пять раз чаще женщин. Данную форму негативного отношения опрошенные объясняют «спецификой мужского общения», финансовыми вопросами, а также конкретным видом выполняемых работ. «Работал с мужиками, работяги долго не думают в случае чего. В нашем коллективе физические формы агрессии -- обычное дело. Зарплаты маленькие, вот люди и становятся злыми» -- таков наиболее типичный ответ.
А вот жертвами сексуальных домогательств на работе вдвое чаще становятся женщины: на данное проявление агрессии пожаловались 8% опрошенных. Они комментируют это как «нечто ужасное», тем не менее еще более ужасной они находят женскую зависть.
Среди прочих негативных поступков чаще встречались интриги, «подставы», бойкот, клевета, ложь и психологическое давление. Соленый чай, разбитая любимая чашка и даже просто бездействие тоже могут стать проявлением агрессии коллег.
Счастливчики
24% наших сограждан никогда не сталкивались с агрессией в рабочем коллективе. По словам респондентов, ответивших на поставленный вопрос отрицательно, им «везло на хороших людей». Особенно много таких счастливчиков среди молодежи до 23 лет (28%). «Где бы я ни работал, везде были довольно приличные коллективы»; «Могу утвердительно сказать, что нет, никогда. Даже не представляю, как это возможно. Были и споры, и разногласия, а агрессия -- никогда», -- комментируют участники опроса.
Как показал опрос, нашим согражданам чаще приходится сталкиваться с агрессией со стороны сослуживцев (57%), нежели начальства (43%). Любопытно, что от руководителей чаще достается сильному полу, а женщинам -- от коллег.
Последствия проявлений агрессии в рабочем коллективе зависят, как правило, от психологической устойчивости человека, попавшего в такую ситуацию. Кто-то находит в себе силы противостоять обидчикам и отстаивать свое право на жизнь и работу в компании, другие же предпочитают уйти от конфликта в прямом смысле этого слова: «Пришлось сменить место работы», «Спасибо сослуживцу -- пришлось уволиться».
Как справиться с агрессией
Большинство людей находят в себе силы, чтобы противостоять негативу. Для многих работает правило «зуб за зуб». Сталкиваясь с оскорблениями снова и снова, работники вырабатывают некие средства психологической защиты, вместо того чтобы сменить работу. «Агрессия была и будет всегда. Не желая воевать, я оставил несколько отличных мест работы. Но сейчас мои взгляды изменились, я готов постоять за себя, вместо того чтобы уйти» -- таков ответ большинства респондентов.
Главный способ противостояния, по мнению большинства, просто игнорировать людей, склонных провоцировать конфликты, подставлять и оскорблять сослуживцев.
Для многих коллективов нормальным является настороженное отношение к новому сотруднику, однако затем негатив отходит на второй план. В таких случаях лучше не торопить события, проявить себя компетентным и заинтересованным в работе сотрудником. В этом случае отношения вскоре наладятся.
Ближе к делу
Вот мнение об эффективном противостоянии агрессии в коллективе Алексея Захарова, президента рекрутингового портала SuperJob.ru: «Самый действенный способ борьбы с агрессией в коллективе -- не поддаваться на провокации и помнить, что на работу мы приходим прежде всего работать, а не общаться с коллегами».
1. В любой ситуации старайтесь отключиться от эмоций и оценивать ситуацию с холодной головой.
2. Постарайтесь определить инициатора агрессии и выйти с ним на прямой разговор. Постарайтесь также понять причины агрессии. Например, если вы новичок в компании, возможно, сами того не желая, вы нарушаете неписаные правила коллектива, за что вас и недолюбливают.
3. Несмотря на провокации, ведите себя уважительно по отношению к окружающим.
4. Не теряйте расположения духа: не так просто быть агрессивным в отношении позитивно настроенного человека, поэтому иногда решить конфликт на работе поможет уместная шутка или искренняя улыбка.
5. Если конфликт не удается решить самостоятельно, можно обратиться напрямую к руководителю, ведь нездоровый климат в офисе не ваша личная проблема, а сложности компании.
6. Если агрессия сильная и продолжительная, то стоит задуматься, действительно ли вы хотите работать в такой компании.