Падение рынка наружной рекламы углубляется. В третьем квартале доходы операторов в Москве упали еще на 49% по сравнению с прошлым годом.
Падение рублевого объема рынка наружной рекламы в Москве в третьем квартале 2009 года составило 49% к уровню третьего квартала прошлого года, подсчитал генеральный директор компании «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. «По России ситуация в целом немного лучше, хотя может сильно отличаться в зависимости от региона», -- отметил он.
Рынок наружной рекламы падает с начала 2009 года. В августе Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) зафиксировала падение рынка по итогам первого полугодия 2009 года на 39% в рублевом выражении.
Примерно половину общего падения рынка обеспечило снижение цен на рекламу. В апреле правительство Москвы выпустило постановление о снижении арендных ставок на рекламные конструкции для операторов на 30%. Этой скидкой решили воспользоваться и рекламодатели, потребовавшие от операторов большего дисконта. «Цены падали под давлением баинговых агентств», -- резюмирует Андрей Березкин.
Снижение уровня загрузки рекламных конструкций по отношению к третьему кварталу 2008 года составило 19,5%. Сейчас уровень загрузки, по данным «Эспар-аналитик», составляет по Москве 61%. По словам Андрея Березкина, заполняемость рекламных конструкций падала в течение июля и августа. «В сентябре, как минимум за счет снижения цен, начался рост, который дает надежду на стабилизацию ситуации в четвертом квартале», -- считает он.
Участники рынка говорят, что основное снижение цен пришлось на начало 2009 года. Генеральный директор компании «Вера & Олимп» Дмитрий Дюмин не увидел значительного падения цен в третьем квартале. «Цены упали еще в первом квартале, и с тех пор держатся примерно на том же уровне. Сейчас операторы пытаются компенсировать убытки начала года», -- отмечает он.
«Уровень дисконта, который операторы предложили рекламодателям в начале года, сохряняется», -- подтверждает генеральный управляющий «BigBoard Россия» Руслан Желудик. По его словам, в третьем квартале клиенты «стали более активны», хотя пока не перешли на долгосрочное планирование. «Сказать, что ситуация соответствует тому, на что мы надеялись в первом полугодии, нельзя. Но предпосылки к стабилизации рынка уже очевидны», -- уверен он.
Дмитрий Дюмин отмечает, что в третьем квартале усилились тенденции сезонности, привычные для рынка наружной рекламы. «Можно сказать, что тенденции прошлых лет сохранились, но усилились: обычный летний спад был сильнее, а сентябрьский подъем – выше, чем обычно», -- поясняет он.
В третьем квартале начались новые судебные процессы против руководителей московского комитета по рекламе. 22 июля был задержан заведующий сектором городской рекламы Игорь Гаврилов, а 19 августа – председатель комитета по рекламе Москвы Владимир Макаров. Ранее уголовное дело было заведено и на его первого заместителя Александра Менчука. Влияния судебных разбирательств на отрасль опрошенные эксперты не отмечают.