В мире насчитывается около 20% людей с нарушениями навыков чтения и письма – дислексией и дисграфией. У мальчиков в три-четыре раза чаще, чем у девочек, «хромает» орфография. Причины данных нарушений пока не выяснены, но известно, что они могут передаваться по наследству.
С ошибками пишут даже представители королевских семей. Шведскую принцессу Викторию в школе «травили» одноклассники. Дети смеялись над ней, когда Виктория вслух пыталась прочитать текст. Отец принцессы, король Густав ХVI, тоже с трудом читал вслух и писал с ошибками.
Дисграфия нередко встречается у людей творческих профессий и ученых. Проблемы с чтением и письмом были у Альберта Эйнштейна, Ганса Христиана Андерсена, Леонардо да Винчи. С ошибками писал президент Америки Джордж Буш.
Голливудский актер Том Круз не скрывает, что чтение и письмо всегда давались ему с большим трудом. Это не помешало актеру приобрести мировую известность. Даже теперь, когда кинозвезде приходится много работать с текстами, он редко читает. Со своими новыми ролями Том Круз обычно знакомится на слух. Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное образовательное» МГПТУ Маргарита Руснецкая: «Есть масса способов, когда роль начитывается на пленку, на диктофон и затем прослушивается. Происходит заучивание фрагментов, ролей со слуха. Людям с дислексией и прочитать текст довольно сложно, и понять его сложно».
Николай Гриценко -- известный актер Театра имени Вахтангова, народный артист СССР. Закончил Щукинское училище, снимался во многих известных фильмах, лауреат государственной премии СССР. Мало кто знает, что Гриценко писал с ошибками. Рассказывает заслуженный артист РФ, ректор Щукинского училища Евгений Князев: «О нем ходят легенды, что Николай Олимпиевич, великий артист, был не вполне грамотный и образованный человек. Он немного читал книг и неграмотно писал. Но это не мешало ему быть великим актером».
В советский период преподаватели творческих вузов знали, что у талантливых актеров, поэтов, художников нередко плохо с орфографией. Были даже случаи, когда после экзаменов в обход правил оставляли учиться абитуриентов, подающих надежды. Те под диктовку переписывали свои сочинения. Рискуя, преподаватели подарили зрителям талантливых актеров. «К счастью, сейчас по стандартам мы не ставим отметку за поступление, -- поясняет Евгений Князев. -- Мы не ставим два или три за грамотность. Мы ставим зачет или незачет. Или несколько ошибок, которые считаются однотипными, мы считаем за одну ошибку, а не за несколько ошибок».