Toyota Prius -- само воплощение автомобильного прогресса. Именно так в будущем должен выглядеть городской семейный автомобиль: экологичный, экономичный и вместительный. Но сомнительно, что эта машина подходит для России.
Японцы долгое время не хотели выпускать гибрид на наш рынок, и вот наконец третий «Приус» добрался до России. Из всех поколений последний «Приус» самый большой, мощный и при этом экономичный.
Рассмотрим каждый пункт отдельно. И начнем с салона. Машина действительно просторна. Сзади без труда поместятся трое пассажиров, в багажник несколько объемных чемоданов, а на водительское место – человек любого телосложения. Правда, подкачали в новом «Приусе» качество материалов и интерьер. Обивка дверей, торпедо, центральный тоннель – все сделано будто из бутылок кока-колы, пластик жесткий и во время движения постоянно поскрипывает. К «сверчкам» с заднего ряда сидений привыкаешь только через пару дней.
Зато электронные приборы, овальный руль и короткий джойстик вместо рычага АКПП на «парящей» центральной консоли создают ощущение, будто сидишь за пультом имперского штурмовика из «Звездных войн». Так сильно японские конструкторы хотели показать прогрессивный характер гибрида. Владелец машины неизбежно начинает считать себя человеком будущего, укоризненно поглядывая на дымящие джипы с шильдиком V8. Поддаваясь царящей в «Приусе» атмосфере, начинаешь поддаваться маркетологам и то и дело приходят мысли бросить курить (пепельницы здесь все равно нет), стать вегетарианцем, записаться в «Greenpeace».
В «Тойоте» не жалели сил и времени, используя последние технологии и экономя вес даже на мелочах. Инженеры разработали по-настоящему легкие диски с улучшенной аэродинамикой, надели на них покрышки с низким сопротивлением качению (очень шумные, надо сказать), а коэффициент лобового сопротивления кузова смогли уменьшить до величины 0,25, это рекордный показатель для серийных машин. Конечно, из-за этого Prius выглядит далеко не красавцем, а заднее стекло гибрида и вовсе получилось у конструкторов абсурдным и бесполезным. Его на равные части разделяет спойлер, поэтому нижняя половина в непогоду грязная, а дворник очищает лишь верхнюю. Поэтому в салонное зеркало заднего вида водителю видно только хмурое небо. Может, это тоже ход маркетологов и лишний повод задуматься об экологии?
Зато машина расходует с учетом всех этих мелочей фантастические 3,9 литра на сотню километров. По крайней мере так заявляют в «Тойоте». Здесь доступны четыре режима. Простой, когда машина ведет себя примерно как обычная «полторашка», второй – EV Mode, в нем машина бесшумно двигается только на электрической тяге. 80-сильный электромотор может разгонять «Приус» до 40 км\ч. Третий режим – Eco Mode, при его включении работают оба двигателя, но, как ни жми педаль, автомобиль будет разгоняться немногим быстрее велосепедиста, экономя топливо и «зажимая» бензиновый двигатель. В таком режиме вполне можно передвигаться по пробкам, но в свободном траффике становится тяжело. Проще нажать кнопку Power Mode, и тогда Prius забудет об экономии денег, глобальном потеплении и неурожаях, выдав всю мощь бензинового мотора объемом 1,8 литра. Но при активной езде «Приус» еле укладывается в 9 литров на сотню.
Поэтому, чтобы гибрид не стал бессмысленной тратой миллиона с лишним рублей, водителю лучше изменить свой стиль езды. На гибриде стоит забыть об обгонах, резких перестроениях, рывках со светофора и даже выездах на трассу. Toyota Prius – отличная семейная машина для города, которая действительно экономит бензин на всем, на чем это только возможно. Здесь нет электропривода сидений и подогрева руля, ближние фары светодиодные. Машина оснащена функцией Start\stop, на светофорах и в пробке гибрид заботливо глушит свой мотор. И только при нажатии на педаль газа чувствуется, как машина трогается на электротяге, тихонько подрагивая, когда под капотом автоматически заводится ДВС. Мотор заряжает батареи, которые спрятаны под задним рядом сидений. Немалый вклад в экономию вносит рекуперативная тормозная система. Нажатие на педаль тормоза, в обычных машинах всегда являющаяся тратой энергии и выбросом тепла в атмосферу, в «Приусе» помогает заряжать аккумуляторы. Увы, система делает замедление автомобиля непредсказуемым. При стабильном положении педали интенсивность торможения может меняться. В США из-за этого даже разразился скандал. В национальное управление по безопасности дорожного движения (NTSA) поступила множество жалоб от владельцев последних гибридов. Специалисты исследовали эту проблему и пришли к выводу, что эффективность замедления автомобиля падает при переключении с рекуперативного торможения на обычное механическое. Вероятно, эти недостатки могут быть устранены точной настройкой рекуперативной системы торможения.
Prius третьего поколения -- просторный, экономичный при размеренной езде по городу, модный и имеет отличную репутацию. Но при этом машина далеко не самая комфортная и, увы, дорогая. Гибрид в России стоит 1 177 000 рублей, а за эти деньги можно подобрать неплохой экономичный дизель. Казалось бы, у «Приуса» вообще нет конкурентов – другие гибриды на нашем рынке очень дороги (это Lexus). Но если смотреть на главные достоинства машины – вместительность и экономичность, то гибрид становится в один ряд с дизельными Ford C-Max или Opel Zafira. Эти автомобили дешевле при покупке и в облуживании, но езда на них они не даст этого приятного чувства – причастности к спасению мира.