России придется вернуться к заимствованиям на внешнем рынке, заявил заместитель министра финансов России Сергей Сторчак Infox.ru в первом интервью после возвращения в Минфин. На рынке по-прежнему есть деньги. Возобновление следствия в отношении самого себя и других фигурантов долгового дела Сергей Сторчак объясняет процессуальным порядком.
«России придется вернуться к заимствованиям на внешнем рынке. Я солидарен с этой позицией. Осуществлять заимствования на внутреннем рынке в текущих условиях было бы как минимум странно», -- сказал он в первом интервью после возвращения на работу в Министерство финансов. Занять в России государству будет сложно: власти стараются поддерживать ликвидность банковской системы, занимать у нее средства стало бы свидетельством противоречивости финансовой политики. Единственный вариант -- продать государственные долговые бумаги Центробанку. «Но это не лучшая рыночная операция. Думаю, что едва ли по этому пути целесообразно идти. Считаю, что можно, а может быть, даже нужно отдать предпочтение попытке осуществить заимствования на международном рынке в форме выпуска облигационного займа. Такие возможности есть», -- сказал Сергей Сторчак в интервью Infox.ru.
В целом ликвидность мировых финансовых рынков остается высокой, уверен Сергей Сторчак. «Никуда не делись те резервы, которые были накоплены экспортерами. Они по-прежнему существуют на депозитах в международных банках. Это тот ресурс, который можно использовать для финансирования экономики», -- говорит заместитель министра.
Вопрос перехода к заимствованиям на внешних рынках требует внесения изменений в некоторые законы, в том числе в закон о бюджете. Но государство готово идти на этот шаг. «Это вопросы процедуры, которые решаются в рамках принятого политического решения», -- говорит Сергей Сторчак. Чтобы выпуск облигаций был ликвидным, его объем должен превышать $1 млрд.
Возврат на внешний долговой рынок актуален для России при ценах на нефть ниже $40 за баррель. «На таком уровне вопрос исполнения бюджета стоит очень остро. И мы оказываемся на развилке: или все активнее использовать средства резервного фонда, или сохранить их, заместив заемными средствами», -- поясняет Сергей Сторчак. Золотовалютные резервы России остаются сравнительно крупными ($396,2 млрд). Тем не менее Минфин готов занимать деньги. «Владелец ресурса сам решает: сохранить актив, который приносит доход, или продать его, -- объясняет Сергей Сторчак возможность выхода России на внешний долговой рынок. -- Если есть дельта между доходностью активов и расходностью по пассивам, то почему бы и нет».
Возобновление следственных действий в отношении самого себя и других фигурантов долгового дела Сергей Сторчак объясняет процессуальным порядком. «Дело развивается по сценарию, когда все четверо обвиняемых в нем присутствуют. В свое время из-за болезни господина Круглякова было отдельное дело по нему. Но сейчас приняли решение, что все фигуранты и их деятельность и судьба будут решаться в одном деле. Ничего особенного. Это нормальная практика. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс предполагает именно такую процедуру принятия решений», -- сказал он Infox.ru.