На прошедшем во Франкфурте автосалоне стало ясно: тенденция озеленения автотранспорта и не собирается останавливаться. Более того, лишь набирает обороты. Но что означают все эти гибридные, водородные, электрические технологии для нас, простых автолюбителей? Действительно панацею, спасение от ядовитых выхлопов? Или это скорее пиар автоконцернов?
Когда-то капоты автомобилей были длиной с пару современных малолитражек, чтобы вместить гигантский двигатель в 12 или даже 16 цилиндров. Каждый уважающий себя автолюбитель стремился купить машину побольше и помощнее. И попрожорливее (читай: престижнее).
Затем грянул первый нефтяной кризис. Траты на бензин вдруг стали ощутимо тяготить семейный бюджет. Автопроизводители переключились на компактные машины с относительно небольшими моторами.
Второй пик экономии пришелся на 2000-е годы. Нефть снова подорожала, да настолько сильно, что экономить стали даже государства. Кстати подключились и зеленые с их экологичностью и ответственностью за чистоту окружающей среды. Делать чистые автомобили сразу стало хорошим тоном. Этим занялись практически все производители.
Кто-то не смог. Например, у относительно небольшой фирмы Land Rover просто не хватило бы сил еще и на это направление. Да и клиенты вряд ли оценят экономичные малолитражные моторчики под капотами «рейнжей». Тогда компания придумала хитрый ход: они участвуют в различных природоохранных мероприятиях организации Climate Care, заранее компенсируя все выхлопы производимых автомобилей. Покупатель Range Rover V8 Supercharged, таким образом, может быть уверен: вред, который его машина нанесет экологии, уже компенсирован фирмой!
Автоконцернам покрупнее таких маркетинговых уловок не хватает: их инженеры вынуждены работать над сверхновыми технологиями, изо всех сил пытаясь выпустить на рынок более зеленую, чем у конкурентов, машину. Пока вариантов таких машин есть ровно три -- гибриды, электромобили и водородные. Попытки заправлять автомобили спиртом, биодизелем и E85 мы не берем -- понятно, что массовый переход автопарка на питание растениями невозможен из-за того, что людям тоже что-то надо кушать.
Водородомобили
Сначала о самом бесперспективном. BMW, Mazda и Nissan пытались работать в этом направлении, сделав соответственно водородные 7-series, RX-8 и X-Trail. Но дальше опытных образцов дело не пошло. Технология примечательна тем, что почти обычный мотор можно питать водородом, который при сгорании становится простым паром. При этом мощность двигателя падает раза в два, но других минусов нет.
Увы, сам водород -- сложный в добыче и хранении газ. Бак для сжиженного газа -- это дорогой и тяжеленный прибор. Где им заправляться, совершенно неясно. Точнее, ясно, что нигде. Да и сам водород берется не из воздуха. Получают его сейчас из газа метана, который, как и нефть, представляет собой невозобновляемый ископаемый ресурс. Можно добывать, правда, и из воды, но это дорого. Специалисты подсчитали, что водородные автомобили самые грязные (!) из всех зеленых, если учесть не только нулевой выхлоп самой машины, но и всю цепочку производства агрегатов, топлива и т. д. То есть на выходе технология превращается в обычный обман.
Сюда же можно вписать и топливные ячейки (fuel cells) -- это малопонятные обывателю элементы, переводящие химическую энергию газа (водорода) прямиком в электричество. Десять лет назад эта технология была главной и самой многообещающей. И, увы, очень дорогой, ведь элементы содержали в себе платину. Сейчас драгоценный металл заменили полимерами, но ячейки остаются дорогими и, видимо, абсолютно потеряли свою привлекательность для автоконцернов. Да и все проблемы водорода как топлива к ним также относятся.
Электромобили
Эта технология не требует объяснений. Все ведь понимают, как работает троллейбус? Отлично работает, кстати. Электродвигатель в тысячу раз лучше двигателя внутреннего сгорания по своим характеристикам. Увы, бензин в миллион раз лучше электроэнергии по условиям хранения. Одного бака бензина (50 кг) хватит на 1 тыс. км пробега. А вот 50 кг аккумуляторов позволят проехать немногим больше сотни. В этом самая главная проблема электромобилей, у которых нет троллейбусных рогов: где хранить электроэнергию?
Конечно, в аккумуляторах. Но в каких? Вообще-то уникальные по своим характеристикам батареи давно существуют, например они стоят в торпедах. Увы, стоимость их сравнима с целым автопарком. Сейчас, однако, все больше фирм берутся за разработку автомобилей с электромоторами. Благодаря этому увеличиваются инвестиции в химическую науку, и аккумуляторы становятся все лучше и лучше, то есть дешевле, легче и более емкими. Кое-кто уже отваживается на выпуск электромобилей, например американские Tesla и Chevrolet. Анонсировали электрокары и Porsche, и Audi, и даже ГАЗ. Видимо, рано или поздно аккумуляторы станут достаточно легкими, чтобы электромобили могли на равных конкурировать с бензиновыми.
Заряжаться электромобиль сможет вечером, от розетки в вашем гараже, часов пять-шесть. Или на специальных электрозаправках -- технологии позволят снизить время экспресс-зарядки «на полбака» минут до десяти. Другой вариант: в полотно дороги будут вмонтированы специальные устройства, подзаряжающие ваш электромобиль прямо на лету. Если такие трассы (пока они очень дороги) проложат хотя бы в отдельно взятом городе, то легкие электромобили сразу заполнят его.
Такой город станет чистым. Ведь сам электродвигатель не производит никакого загрязнения. Но откуда появляется электричество в розетке? От ТЭЦ, АЭС и прочих далеко не экологичных производств! Кроме того, сами аккумуляторы просто ядовиты, и до сих пор непонятно, куда их девать. Toyota принимает батареи от своих гибридов на переработку. На самом же деле складирует их в ожидании появления технологий, которые позволят нормально утилизировать аккумуляторы. Другой минус электрокаров -- для холодного климата они пока не годятся. И опять мы получаем больше пиара, чем реальных достоинств.
Гибриды
Идея, заложенная в основу гибридных машин, проста до гениальности. Энергия хранится в виде бензина, но используется электродвигателем. ДВС работает на оптимальных оборотах, относительно мало загрязняя окружающую среду, и всю свою энергию тратит на выработку электричества, которое уже питает электромотор. Это чистый гибрид (Honda Insight). Переходные версии могут приводиться в движение и ДВС, и электромотором (Toyota Prius). Получается почти нормальный автомобиль с низким потреблением бензина. По крайней мере если верить проспектам производителей. Пока на этом поле почти в одиночку играет Toyota + Lexus. В США к ним присоединились местные производители, европейцы пока подтягиваются -- анонсированы гибридные Mercedes, BMW, Porsche и так далее. Гибриды спасут мир!
Но так ли шоколадно обстоят дела на самом деле? Увы, расход топлива при движении по прямой у гибрида больше (!), чем у обычного автомобиля, ведь он из-за всех этих примочек намного тяжелее. Достоинства проявляются лишь в городском трафике, когда используются системы рекуперации тормозной энергии и система start/stop, глушащая двигатель на светофорах. Но они доступны и для обычных автомобилей -- те же Land Rover оснащаются системой start/stop.
Достаточно обратить внимание на то, что гибридные версии Lexus существенно мощнее и дороже обычных, как становится понятно: такая технология лишь модная игрушка.
Что же остается?
Где выход из этого тупика? Возможно, выход знает Volkswagen. Он… в обычных двигателях! Ведь современные моторы настолько чистые и экономичные, что их выхлопом можно дышать. На не самый маленький джип ставят моторчик 1,4, и его мощности вполне достаточно для нормальной езды.
Налоги, страховки и прочие рычаги государственного регулирования делают невыгодными большие моторы -- и люди все больше тянутся к эффективным малолитражным машинам. Да, наступит время, когда бензиновые автомобили исчезнут совсем. Но, пожалуй, к тому времени улицы уже не смогут вмещать всех желающих проехать, и человечество неизбежно придет к всеобщему общественному транспорту. Однако это тема уже для фантастического романа…