Болезненное состояние, возникающее у пассажиров после полетов на самолетах, медики называют аэротоксическим синдромом. Однако в списке официальных заболеваний этот синдром пока не значится.
После возвращения из долгих отпускных поездок в жаркие страны многие испытывают на себе неприятности обратной акклиматизации. На второй день появляются общая слабость, лихорадка, головные и мышечные боли. В подобном снижении трудоспособности нередко виновна не смена климатических зон, а тот воздух, которым пассажиры дышат во время перелета.
Что это такое
Расхожий термин «аэротоксический синдром» официально не употребляется профессиональными врачами. Его используют для обозначения целой группы разнохарактерных синдромов, объединенных одной причиной: все они возникают в результате воздействия загрязненного воздуха в салонах авиалайнеров. К ним относят хроническую усталость, затрудненное дыхание, проблемы со зрением и поведенческие расстройства. Могут быть неврологические нарушения, проблемы с дыхательной и пищеварительной системами. По подсчетам экспертов из специализированной Аэротоксической ассоциации (Aerotoxic Assotiation), от «самолетного» синдрома ежегодно страдает не менее 200 тыс. пассажиров. Чаще всего встречаются жалобы на:
-- необъяснимую усталость, слабость даже после хорошего сна;
-- размытое или «туннельное» зрение;
-- подергивание мышц;
-- головокружение, потерю равновесия;
-- обморок;
-- нарушение памяти;
-- головные боли;
-- звон в ушах;
-- ощущения, похожие на опьянение;
-- тошноту, рвоту;
-- диарею;
-- кашель, першение в горле;
-- затрудненное дыхание («ком в горле»), одышку;
-- тяжесть в грудной клетке;
-- повышение ЧСС;
-- раздражение, сухость слизистых ротовой и носовой полости, покраснение и зуд слизистой глаз.
Когда пациенты обращаются к специалистам, то практически во всех случаях им диагностируют различные психосоматические расстройства (так как синдром официально не признан медициной), подозревают кишечные или респираторные инфекции, говорят об акклиматизации или стрессе.
Воздух в салоне
Получается, что в самолете люди будут дышать уже не чистым, а фактически отравленным воздухом, некоторые компоненты могут быть крайне опасными для здоровья. К примеру, трикрезилфосфат, фосфорорганическое соединение, обладает выраженным нейротоксическим эффектом. Это вещество добавляют к топливу для уменьшения износа деталей двигателя. Попадание в воздух салона паров трикрезилфосфата является причиной большинства случаев аэротоксического синдрома.
Пассажиры самолетов часто сами могут заметить недостаточно чистый воздух. В нем виден легкий голубовато-сизый дымок, ощущается странный запах, который люди характеризуют по-разному. Одни говорят о «грязных носках», другие описывают его как «собачий», третьи вообще ощущают в салоне запах рвоты или гнили.