Роспотребнадзор выпустил письмо, в котором признает, что отмена авиарейсов из-за извержения вулкана в Исландии считается существенным изменением обстоятельств. Это поможет туристам вернуть деньги за несостоявшиеся поездки. Ранее Геннадий Онищенко оценивал шансы туристов на получение компенсации как минимальные.
На сайте Роспотребнадзора размещено письмо ведомства к территориальным отделениям, подписанное главным санитарным врачом Геннадием Онищенко. В нем говорится, что отмена авиарейсов из-за последствий извержения вулкана в Исландии не может быть признана обстоятельством непреодолимой силы. Туристы могут требовать расторжения договора с турфирмой и вправе ожидать выплаты полной стоимости турпутевки, если путешествие еще не началось, сообщает Роспотребнадзор. "В случае, если будет принято решение о 100%-ном возмещении убытков, для истощенного кризисом туристического бизнеса это станет тяжелым ударом", - говорит президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.
Полномочия принимать решения по обращениям граждан, чьи путешествия были отменены, предоставлены инспекторам на местах. «Территориальные органы Роспотребнадзора должны в каждом конкретном случае учитывать наличие причинно-следственной связи между соответствующими действиями перевозчика или туроператора (при чартерных перевозках) и информацией о причинах таких действий», -- говорится в письме.
Чиновники напоминают, что каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, к которым относятся ухудшение условий путешествия, изменение сроков, непредвиденный рост транспортных тарифов, невозможность поездки по независящим от туриста обстоятельствам. При расторжении договора до начала путешествия туристу возвращают стоимость турпродукта, после начала путешествия -- пропорциональную часть.
Туроператоры с новой формулировкой не согласны. "Как человек, я воспринимаю отмену рейсов из-за вулканического пепла как форс-мажорные обстоятельства. Наши юристы тоже говорили, что это форс-мажор. Но любой спор на такую тему должен решаться в суде", - говорит Александр Туголуков, гендиректор туроператора "Библио-Глобус". По его словам, подобная ситуация возникла, когда были заблокированы аэропорты Таиланда. "Это стало для нас форс-мажором. Перевозчик компенсировал туристам расходы на билеты. Наши туристы отказывались от путевок, мы возвращали им то, что могли. Если не могли - вопрос решали через суд", - рассказывает он.
Георгий Мохов из юридического агентства Persona grata удивлен, что ведомство не готово признать извержение вулкана форс-мажором. «Это значит, что если договор будет расторгнут, средства за несостоявшуюся поездку должны быть возвращены туристу», - констатирует он.
Ситуация с отменой полетов и туров из-за извержения вулкана неоднозначная независимо от письма Роспотребнадзора, говорит исполнительный директор юридической консультации "Визит" Марина Новикова. В соответствии с законом, туроператор отвечает за оказание всех услуг, входящих в турпродукт, но важно учитывать, есть ли его вина в том, что обязательства не были исполнены. «В данном случае вины туроператора нет. По гражданскому законодательству это был форс-мажор, обстоятельства непреодолимой силы, наступление которых никто не мог прогнозировать», - настаивает она.
Ссылаясь на закон «Об основах туристской деятельности», Роспотребнадзор указывает, что туроператор оказывает туристам все услуги, входящие в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц. «Роспотребнадзор под угрозой административной ответственности может склонить турфирму к возврату средств. Ведомство также может зафиксировать нарушение прав потребителей, рекомендовать, как вести себя в суде, дать письменное заключение», -- считает Георгий Мохов.
После прекращения действий обстоятельств непреодолимой силы турфирма обязана выполнить свои обязательства перед клиентом. В большинстве случаев туроператоры и так сделали все возможное, чтобы сгладить ситуацию, говорит Сергей Шпилько. «Туристам предлагали отложенные туры или туры с измененным маршрутом, и многие соглашались на такие условия», - пояснил он. Панацеей в решение проблем туристов этот документ не станет, считает Марина Новикова: «Туристы могут предъявлять письмо Роспотребнадзора, но не нужно забывать, что есть гражданский кодекс».