Стоимость проживания в гостиницах Москвы и Петербурга обвалилась в 1,5-2 раза. В среднем около половины номеров простаивает. Соответственно, на 50-70% сократились доходы отельеров.
Доходы гостиниц Москвы и Санкт-Петербурга от продажи номеров сократились на более чем 50%. Согласно исследованию European Hotel Valuation Index компании HVS, показатель RevPAR (выручка за номер) в рублях в отелях Москвы за 2009 год снизился на 30%, Санкт-Петербурга -- на 43%. В евро те же показатели составляют 55% и 68% соответственно.
При снижении загрузки отеля и цены номера снижается и выручка с каждого номера, определяющая показатель RevPAR. Оба города возглавляют "десятку" с максимальным падением цен. Девальвация рубля в начале 2009 года не привела к увеличению загрузки гостиниц, считают авторы, после рубль начал укрепляться. По сравнению с 2008 годом загрузка номеров московских гостиниц к концу года, снизилась на 12 пунктов и составила 58%, гостиниц Санкт-Петербурга -- на 20 пунктов, до 40%.
Средняя стоимость номера в Санкт-Петербурге снизилась с €377 до €215, в Москве -- с €442 до €309.
Петербург входил в пятерку стран с самой высокой выручкой на номер в Европе в 2008 году, но в 2009-м опустился до 12-й позиции в этом рейтинге. Скорее всего, в случае восстановления экономики первой улучшит свои результаты Москва, говорится в исследовании.
Оксана Леоненко, директор глобального офиса продаж Marriott International в Москве, согласна с тем, что цены в отелях Москвы снизились. По ее оценкам, «приблизительно на 30%»: «Они начали снижаться еще в декабре 2008 года, апогея этот процесс достиг в июле. Было снижение даже в 36%, но осенью, ближе к Новому году, ситуация стала восстанавливаться».
По прогнозам аналитиков, стоимость номеров в московских отелях в 2010 году снизится на не более чем 5%, а в 2011-м цены пойдут вверх и рост будет более 5%. «2010 год -- это стагнация на гостиничном рынке, все будет на уровне 2009 года», -- говорит Валерия Райц, руководитель региональных продаж «Азимут сеть отелей». «Дальнейшее снижение может быть связано не столько с кризисными явлениями, сколько с выходом на рынок новых гостиниц», -- считает Оксана Леоненко. Новые игроки будут предлагать свои номера по сниженным ценам, чтобы раскрутиться, что и повлечет дальнейшее снижение средней стоимости, поясняет она. С ней согласна и Валерия Райц: «Снижение цен никогда не стимулирует приток клиентов, таким образом можно только перетянуть клиентов у конкурентов. Когда нет спроса, приходится между собой делить тех, кто остался».
Рост цен возможен в том случае, если будет улучшаться общая экономическая конъюнктура, считают эксперты. Выход из кризиса гостиничного и туристического бизнеса будет длиться около года, говорит Валерия Райц: «Но уже сейчас есть некоторое оживление корпоративного рынка». «Гостиницы надеются, что в 2011 году будет увеличение спроса, что повлечет за собой увеличение цен и загрузки. Спрос восстановится – восстановятся цены, но они уже не будут такими высокими, как прежде», -- добавляет Оксана Леоненко.
Опасения, связанные с растущей конкуренцией, оправданы: в ближайшие годы в России должно быть построено более 50 отелей, в том числе десять гостиниц Marriott, писал ранее Infox.ru. По оценкам экспертов, гостиничный рынок в регионах фактически свободен, но инвестиции «требуют осмотрительности».