Турфирмы начинают рассчитывать стоимость путевок исходя из валютных курсов Центробанка. Раньше операторы устанавливали внутренние курсы доллара на несколько процентов выше официального. Участники рынка вынуждены отказываться от наценок, чтобы стимулировать обвалившийся спрос на путешествия.
Туроператоры начали приближать свои внутренние валютные курсы, которые используются в расчетах стоимости путевок, к курсу ЦБ. Таким образом участники рынка пытаются стимулировать спрос на путешествия, который сокращается в течение года. Внутренний валютный курс согласно отчету Ассоциации туроператоров России (АТОР) снизился у компаний Pac Group, Pegas Touristik, Megapolus Tours. У компании «Музенидис-тур» курс соответствует официальному курсу Центробанка.
Как правило, турист не платит всю стоимость путевки сразу -- вначале вносится предоплата в размере 30-40% от суммы. Сроки выплаты оставшейся части зависят от условий каждого конкретного туроператора. В рекламных объявлениях стоимость турпутевки обычно указывается в долларах, а оплата происходит в рублях. В договоре между туристом и турагентством, реализующим путевку, указывается внутренний курс компании, по которому производится расчет. «Раньше внутренний курс всегда был выше курса, установленного ЦБ, на 2-3%», -- говорит Геннадий Боровиков, главный аналитик АТОР.
Дмитрий Филатовский, коммерческий директор ICS Group, подтверждает: «Наш внутренний курс отличается от курса ЦБ – он выше. Ставка постоянно корректируется, в среднем 1-1,5%. Но эта мера вводится не для того, чтобы зарабатывать деньги или как-то этим играть». По его словам, за счет этой разницы компания в дальнейшем может приобретать на заработанные рубли валюту в банках. Валюта необходима туроператору для расчетов с зарубежными партнерами. «К примеру, с египетскими компаниями расчеты за услуги происходят в долларах, а турки предпочитают евро», -- рассказывает участник рынка.
Кризис заставляет туроператоров отказываться от высокого внутреннего курса и приближать его к курсу ЦБ. Аналитический отдел АТОР делает вывод: операторы готовы терять часть дохода, чтобы вернуть прежние объемы оборота отрасли.
«Когда человек приходит в турагентство, ему там говорят, по какому курсу ему придется заплатить за ту или иную путевку», -- говорит Геннадий Боровиков. По его словам, курсовая разница дает некоторым компаниям конкурентное преимущество: «По сути, это как спецпредложения, которые делают туроператоры, или ценовые войны».
Кризисный период – наиболее выгодное с экономической точки зрения время для путешествий. «Многие операторы в кризис ввели частичную оплату: теперь можно в качестве взноса оплатить всего 10% от стоимости путевки», -- говорит один из участников рынка.
Изменение макроэкономической ситуации делает частичную оплату туров более выгодной. Оплата за долларовый тур осуществляется в рублях по курсу на день оплаты. Курс доллара рос до февраля этого года, и в тот период туристу приходилось переплачивать. Но с начала осени доллар подешевел на более чем 3 рубля и, по оценкам экспертов, к концу 2010 года может стоить уже 23,2 рубля.
Исполнительный директор «Астравел» Геннадий Котов говорит, что в его компании внутренний курс не менялся: «На большинстве направлений он составляет ЦБ плюс 2%. Зато на многих направлениях мы уменьшаем цены, снижая прибыли. У тех же, кто не вводит надбавки, расходы по переводу рублей в валюту потом все равно вытягиваются из своей прибыли. Потерянные деньги оператор все равно включит в конечную стоимость где-то в другом месте, чтобы возместить потерю».