Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

01:01
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Московский офис: инструкция по выживанию

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Типология менеджеров схожа с типологией политиков: существуют диктаторы, демократы, либералы и умеренные, констатируют в кадровых агентствах. Одни способны добиться поставленных задач, но только ценой постоянной текучки среди своих подчиненных, другие умеют создать дружескую атмосферу в коллективе, но боятся принимать решения. Многое зависит также от компании и родной страны босса.

От тоталитаризма до анархии

«Американские психологи Роберт Блейк и Джейн Моутон определили пять психотипов руководителей: диктатор, демократ, пессимист, организатор, манипулятор», -- говорит консультант по поиску и подбору персонала агентства «Империя кадров» Татьяна Акимкина.

По ее словам, диктатор ориентирован на реализацию глобальных стратегических целей. В достижении выбранных задач он не принимает во внимание объем работы, а порой и титанический труд подчиненных. Такой босс держит жесткий административный курс.

«Это не всегда может быть постоянно кричащий индивид, – отмечает руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити» Светлана Куличева. -- Он может быть очень спокойным, но претворять в жизнь будет только собственные идеи и методы достижения целей. Обычно эти люди общаются с подчиненными с позиции «сверху» или в поучающем тоне, не любят инициативы и возражений. Их девиз -- «будет так, как я хочу». Иногда это мешает им услышать ценную информацию от сотрудника».

По словам партнера рекрутинговой компании Antal Russia Люка Джонса, авторитарные начальники, считающие, что дружба с подчиненными вредна и нужно всегда держать дистанцию, могут добиваться высоких результатов, но сотрудники у них редко задерживаются надолго.

Человеку, работающему в подчинении у такого шефа, Татьяна Акимкина рекомендует присоединиться к этому «безоглядному стратегу».

«Главное – демонстрировать преданность компании. Тогда начальник если и не поощрит, то хотя бы не будет терроризировать вас своим недоверием и начнет прислушиваться к вам», -- говорит она.

Поскольку инициатива сотрудников подобными боссами обычно не приветствуется, Светлана Куличева отмечает «необходимость быть терпеливым и мудрым, чтобы понять, что и когда можно сказать».

Противоположность первому виду – менеджер-демократ.

«Он хорош тем, что высоко ценит индивидуальность каждого сотрудника, -- рассказывает Татьяна Акимкина. -- Это создает позитивную атмосферу в коллективе. Но эффективность работы отдела его заботит гораздо меньше, чем внутренний климат. В такой ситуации стоит задаться вопросом, хватит ли вашего личного энтузиазма и самоорганизации, чтобы добиться поставленных целей и не скатиться до дебатов и вечных полемик, свойственных подобному боссу. Если да, смело идите вперед, но не ждите активной поддержки от своего руководителя, ибо его удел корпоративные праздники, построение отношений и в меньшей степени результативная работа отдела».

Светлана Куличева называет такой тип «либералом» и отмечает, что работать в его подчинении «не мед».

«Зачастую отсутствуют четкие цели, все идет самотеком, -- объясняет она. -- Либерал часто не принимает каких-то определенных решений, даже когда это необходимо. Пусть все идет своим чередом -- проблема рассосется. Человек, трудящийся с таким боссом, должен четко выстраивать свою работу. Да и вообще, коллектив живет как бы своей, отдельной жизнью, развиваясь или деградируя в хаотичном порядке».

Еще один тип управленцев, теперь встречающийся все реже, – пессимист.

«Такие люди руководствуются девизом «не вмешивайся!». Подобная политика ухода от принятия важных решений вряд ли соответствует принципам работы амбициозных, активных сотрудников. И комфортно в коллективе с таким начальником скорее таким же людям, как и он сам. А вот если вам интересно продвижение по службе, инновации, бегите или пытайтесь заручиться поддержкой более целеустремленного управленца, возможно в другом отделе», -- советует Татьяна Акимкина.

Если в коллективе царят нервозная атмосфера и интриги, подогреваемые сверху, то с большой вероятностью в кресле начальника оказался руководитель-манипулятор.

«Они, к сожалению, встречаются довольно часто, -- констатирует Татьяна Акимкина. -- Методы управления таких боссов порождают нервозную атмосферу, конфликты и интриги, отвлекая внимание и силы сотрудников от решения основных задач бизнеса. В работе с ними нужно трезво оценивать каждое поручение и принимать во внимание эмоциональное состояние начальника. И главное – спокойствие, только спокойствие».

Пятый вид шефов – организатор.

По словам Светланы Куличевой, его стиль подразумевает партнерские отношения с подчиненными. «Босс легче переносит бремя власти, ему не составляет очень сильного труда без ущерба для здоровья принимать предложенные идеи, иной раз даже пересматривать свои решения, -- рассказывает она. -- Эти руководители как будто добрее, но это не значит, что все пущено на самотек и можно манипулировать начальником».

Подобный вид менеджеров Татьяна Акимкина называет «наиболее оптимальным». «Он учитывает приоритеты компании, выстраивает с подчиненными позитивные отношения на принципах доверия и стремится к реализации новаторских проектов», -- говорит она.

Единственный минус подобных руководителей – их очень мало, а потому возможность работать с ними выпадает немногим.

«Лишь единицам везет найти подобных людей на своем пути. Но при встрече не упускайте своих возможностей! Трудиться с таким боссом – очень большая удача!» -- советует Татьяна Акимкина.

Разумеется, эксперты отмечают, что тот или иной тип, как и все в природе, крайне редко встречается в чистом виде, практически в каждом управленце сочетается не один психотип, вопрос лишь в пропорциях.

Батарейки для креатива

Тип руководителя определяется не только его индивидуальными психологическими характеристиками – многое зависит от того, чем занимается компания, в которой он работает. Таким образом, в зависимости от сферы деятельности работодателя можно сделать предположение о принятом у него стиле управления.

На этом основании в центре управления работой Clever выделили четыре большие группы руководителей, каждая из которых разделяется на еще несколько подвидов.

«Первая группа появляется там, где требуется новаторство, новые идеи, системы, где поощряется личная инициатива и свобода. Это может определяться не только сферой (медиа, реклама), но и стадией развития компании, проекта», -- говорит Михаил Бояркин, специалист по оценке и развитию.

В подобных организациях обычно встречаются такие руководители:

-- «батарейка». Он заряжает других позитивными эмоциями, умеет мотивировать, увлечь других за собой. При этом всегда куда-то спешит и может быть занят теми делами, от которых можно отказаться. Легко впадает в панику.

-- «интриган».Умеет договариваться на неофициальном уровне. Поддерживает таланты. Хороший тактик, практичен. Обаятельный, дружелюбный, веселый, хороший рассказчик. Способен улаживать конфликты, ориентирован на создание благоприятного климата в коллективе. Потенциально эмоциональный лидер. Не терпит рутины, сомневается в своих возможностях.

-- «холодный расчет». Следует принципам справедливости и целесообразности. В общении сух и немногословен. Достаточно скрытен и независим. При этом уступчив, плохо разбирается в отношениях, не уверен в том, как к нему относятся подчиненные. Не любит лжи и двусмысленности, другими может восприниматься как ехидный человек.

-- «радикальные решения». Хороший организатор, стратег, теоретик. Видит потенциальные возможности людей и ситуаций, предоставляет возможность развиваться. Судит о людях по их способностям. Плохо ценит достигнутое («все еще впереди»), не умеет потребовать, скомандовать. Подает свой позитивный пример другим. Советы дает радикальные: «Увольняйся... Не можешь -- тогда работай». Проявляет себя в ситуации нестабильности.

«Вторая группа менеджеров характерна там, где требуется стандартизация бизнес-процессов, – в крупных, развитых структурах, лидерах рынка, компаниях финансовой, промышленной индустрии. Руководители обычно выполняют роль координаторов и организаторов. Важно, чтобы коллектив объединяли формальные правила и официальная политика», -- рассказывает Михаил Бояркин.

Для таких корпораций характерны следующие виды шефов:

-- «запасный выход». Умеет завоевывать расположение людей. Легко раздает поручения, очень эмоционален, артистичен и демонстративен. Умеет обеспечить себе пути отхода в любой ситуации. Стремится управлять через посредников.

-- «аккуратист».Большой поклонник инструкций и протоколов. Любит точность и порядок, требует того же от других. Склонен внедрять, а не разрабатывать. Вынослив и терпелив. При этом довольно замкнут и скрытен.

-- «железная выдержка».Умеет делегировать полномочия. Не сомневается в своем праве руководить другими, распоряжается людьми как ресурсом. Властный, независимый, целенаправленный, решительный. При этом не умеет планировать, настороженно относится к тем, кто открыто проявляет эмоции.

-- «манипулятор». Умеет все делать (или не делать) вовремя, способен выкрутиться из любого положения. Обычно малоинициативен. Старается ко всем относиться одинаково. Любит и пользуется своей способностью уговорить и внушить. Больше размышляет, чем действует.

«Третья группа начальников проявляется в компаниях, ориентированных на результаты, -- говорит Михаил Бояркин. -- Фокус перспективной стратегии таких фирм настроен на конкретные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Это, как правило, розница или ТНП. Людям, ориентированным в первую очередь на стабильность, здесь делать нечего».

В компаниях такого рода обычно работают:

-- «все или ничего». Уверен в себе, хороший организатор. Стремится к власти и славе. Пытается решить проблемы сходу, наскоком, для него важен «быстрый» результат. Может открыто высказать свои симпатии и антипатии. Не самокритичен. В коллективе пытается устанавливать свои правила игры. Старается для всех быть приятным.

-- «знайка». Его сложно чем-то удивить, он считает, что все знает заранее. Осторожен в принятии собственных решений. Пытается контролировать себя во всем. Очень предусмотрителен.

-- «предприниматель». Способен к риску. Хорошо знает, что делает. Способен «загораться» делами. Любит во всем разбираться, все проверять. Ситуаций неопределенности для него не существует.

-- «защитник». Непримиримый борец за порядочность и нравственность. В отношениях с подчиненными практичный тактик. Умеет активно защищать себя и других.

«Последняя группа руководителей воспринимается в компаниях как воспитатели. Их организации держатся вместе благодаря преданности и традиции, -- рассказывает Михаил Бояркин. -- Это, как правило, старые семейные фирмы, маленькие западные представительства или небольшие компании индустрии сервиса, консалтинга».

Этот вид управленцев включает такие типы:

-- «рационализатор». Стремится к целесообразности. Бесполезными делами заниматься не будет. Адепт честного труда. Борец за качество и основательность работы. Любит расспрашивать. Для него важна репутация «порядочного человека».

-- «психолог». Умеет поддержать. Сторонник и проводник нравственности в коллективе. Любит поучать и воспитывать.

-- «импровизатор». Мобилизуется в экстремальных ситуациях. Испытывает удовольствие, если находит выход из «безвыходной ситуации». У него всегда много идей.

-- «мастер». Дело, которым занимается, доводит до совершенства. Достаточно упрям. Умеет хорошо и доходчиво объяснить. Для него свойственны прагматизм и ориентация на осязаемую выгоду.

Особенности национального менеджмента

«Руководящий стиль часто зависит и от национальности (на этот счет существуют определенные стереотипы)», -- говорит Люк Джонс.

По его словам, существует англо-американский тип, где для многих самое главное – результат. И никому не интересно, как именно он достигнут. В немецком подходе руководства главное – отслеживать процесс. Для французов характерно очень долго принимать решения – по каждому вопросу надо звонить в Париж.

«Обязанности не любят делегировать и многие российские боссы. Не потому, что не умеют, а просто не хотят, чтобы другие занимались важными делами. На вопрос, как вы тогда успеваете все делать, есть простой ответ – не успеваем», -- добавляет Люк Джонс.

«Есть миллион способов классификации начальников: по полу, возрасту, цвету волос, глаз, галстука и ботинок, крутизне мобильника, машины и образования. Некоторые даже умудряются выстраивать типологию руководства по уровню профессионализма. В самом общем виде боссы делятся на тех, кто руководить умеет, и тех, кто не умеет, -- подводит итоги руководитель проекта rabota.ru Евгения Шатилова. -- Это ключевой параметр, определяющий стратегию дальнейшего поведения в общении с ними. С первыми взаимодействовать просто -- им надо подчиняться. Им можно верить, можно учиться, можно предлагать свои идеи -- они поймут, научат, оценят и т. п. С шефом, который руководить не умеет, все сложнее. Можно посоветовать просто стараться выполнять свою работу эффективно, без направляющего вектора в лице шефа. Если ваш труд положительно скажется на бизнесе, возможно, в скором времени вы сможете занять место, сейчас принадлежащее начальнику, не умеющему руководить. Но тогда уже вам придется решать -- к какому типу вы относитесь и как вам с этим жить».

Медведев посоветовал ЕС перестать помогать Украине после удара "Орешником"
Реклама