С 2011 года российско-британский концерн ТНК-BP возглавит Максим Барский. Кандидат от российских акционеров и сооснователь West Siberian Resources известен хедхантерам как специалист по слияниям и поглощениям.
Акционеры российско-британского нефтяного консорциума ТНК-ВР согласовали назначение Максима Барского на пост главного управляющего директора, но в течение года во главе компании останется представитель российского блока акционеров, председатель совета директоров ТНК-BP Михаил Фридман, сообщил источник The Times. Переходный период он объясняет тем, что Максиму Барскому необходимо получить опыт работы в российско-британском СП.
ТНК-ВР -- третья по объему нефтедобычи российская компания, в 2008 году она произвела 84 млн тонн нефти. На паритетных началах компанией владеют британская ВР и консорциум российских акционеров AAR (Alfa-Access-Renova) -- «Альфа Групп» Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и «Ренова» Виктора Вексельберга.
Сейчас Максим Барский занимает должность исполнительного вице-президента компании и отвечает за стратегию и развитие.
После ухода 1 декабря 2008 года Роберта Дадли, возглавлявшего нефтяную компанию с момента ее основания в 2003 году, постоянного руководителя у ТНК-ВР не было. После этого компанию временно возглавлял Тим Саммерс, в мае его сменил один из совладельцев Михаил Фридман. Срок его полномочий истекает 31 декабря 2009 года, но будет продлен.
По мнению экспертов, назначение Максима Барского сделает политику ТНК-ВР более жесткой, чем раньше. «По нашим оценкам, его кандидатура как нельзя лучше подходит для амбициозных планов развития ТНК-ВР, -- говорит Владислав Быханов, руководитель департамента «Нефть и газ» хедхантинговой компании Cornerstone. -- Максим Барский прекрасно знает специфику нефтегазовой отрасли, он пришел из вертикально интегрированной нефтяной компании, где есть добыча, переработка и сбыт. Думаю, что политика будет более жесткой, так как ТНК-ВР теперь ставит задачу не просто удержаться на занимаемых позициях».
По его словам, теперь планы компании будут связаны с наращиванием активов, развитием сбытовых подразделений, слияниями и поглощениями.
Андрей Колесников, проректор Государственной академии инноваций, называет необходимость лавировать между конфликтующими российскими и британскими акционерами компании основной задачей Максима Барского.
«Должность политическая, все-таки контроль четверти всего экспорта нефти. Такого нет ни в одной лидирующей нефтяной стране», -- говорит он.
«Здесь у Максима Барского также имеется хороший опыт лавирования между разнокультурными акционерами, -- отмечает Владислав Быханов. -- И он пригодится ему для работы в ТНК-ВР».
Юлия Забазарных, партнер кадрового агентства «Контакт», называет это назначение «знаковым для компании и российского бизнес-сообщества в целом».
«На протяжении пяти с половиной лет компанией руководили иностранные топ-менеджеры (Роберт Дадли и полгода Тим Саммерс). Кандидатура Максима Барского -- компромиссное решение, устраивающее всех акционеров. С одной стороны, он свободно владеет русским языком, с другой -- имеет опыт руководящей работы в нефтяной отрасли. Возможно, это также связано с планами компании более активно вести деятельность по слияниям и поглощениям, в чем Максим Барский успел набить руку еще в West Siberian Resources», -- говорит она.
Помимо Максима Барского на должность главы ТНК-ВР претендовал другой вице-президент компании Павел Скитович, занимавшийся финансами. Изначально его кандидатуру поддерживали в ВР, но российский консорциум ААР настоял на назначении Максима Барского.
Максим Барский -- член совета директоров компании West Siberian Resources, один из создателей и совладельцев компании. До 2008 года он был ее управляющим директором, но ушел с этой должности после слияния West Siberian Resources с компанией «Альянс».