Вместо страховок и бесплатного фитнеса работники российских компаний начали получать грамоты и переходящие знаки отличия: кризис изменил подход работодателей к мотивации сотрудников.
В связи с кризисом работодатели вынуждены сокращать объемы условно нематериальной мотивации сотрудников, несмотря на то что это один из наиболее действенных способов удержать работника в компании и подчеркнуть его значимость для бизнеса, наряду с ростом доходов и карьерными перспективами. Взамен предлагаются совершенно нематериальные стимулы.
К «условно нематериальным» способам стимулирования персонала относятся обучение, оплата медицинской страховки, создание особых условий труда. «К такой мотивации персонала прибегают 75% российских компаний, реализующих стратегии развития и лидерства, -- отмечает директор департамента развития человеческих ресурсов агентства по подбору персонала «Империя кадров» Марина Шалолашвили. -- Они понимают, что подобное стимулирование не является альтернативой денежным компенсациям, однако его значение бывает даже выше, чем у материального поощрения».
По данным исследовательского центра SuperJob.ru, нематериальные бонусы попали под сокращение в трети компаний. Кризис заставил компании экономить прежде всего на обучении: число работодателей, использующих такой способ стимулирования, упало с 25 до 15%. Значительно реже стали предоставлять дополнительную медицинскую страховку. Раньше это делалось в 10% фирм, сейчас – только в 6%. С 10 до 5% уменьшилась доля компаний, предоставляющих работникам «преференции на рабочем месте», подразумевающие индивидуальный подход к созданию условий труда (более мощный компьютер, более удобная мебель, дополнительные инструменты). В три раза реже работодатели стали давать отличившимся сотрудникам возможность работать по свободному графику. Раньше это делали 9% компаний, теперь их осталось только 3%. Согласно исследованию, такие методы, как оплата питания или фитнеса, очень редко использовались еще до кризиса – 3 и 2% работодателей соответственно. Сейчас они стали еще менее распространенными – их применяют 2 и 1% участников исследования.
«Компании в первую очередь сократили расходы на питание в офисе, отказались от корпоративных билетов и путевок», -- комментирует Алексей Захаров, глава Superjob.ru.
Согласно опросам, проведенным специалистами кадрового агентства Kelly services, обучение и новые функции являются одними самых из важных аргументов, способных удержать в компании решившего уволиться сотрудника. Выше респонденты поставили только продвижение по службе и повышение зарплаты.
«Растет значимость дополнительного обучения – работники явно скучают по корпоративным тренингам и охотнее рассматривают их как дополнительный удерживающий фактор», -- отмечает специалист по связям с общественностью агентства Kelly Services Артем Давыдов.
По данным исследования, проведенного «Империей кадров», самый распространенный способ нематериальной мотивации сотрудников сейчас – это вручение всевозможных грамот, вымпелов, размещение фотографий на досках почета, публичные объявления благодарности. Такие награждения – один из немногих способов поощрения, набравших популярность в период кризиса. Если раньше его использовали 66% компаний, принимавших участие в исследовании, то сейчас -- 75%.
Алексей Захаров, президент Superjob.ru, отмечает, что подобный вид поощрений, а также проведение различных конкурсов и соревнований всегда были распространены в российских компаниях.
Также вырос процент работодателей, мотивирующих сотрудников, давая им «больше простора для самовыражения». 20% компаний вместо прежних 15% теперь позволяют работникам принимать участие в управлении, добавляют в труд творческие элементы. С 5 до 10% выросло число работодателей, привлекающих сотрудников в проектные группы или предоставляющих им возможность внедрять собственные инициативы.