Объединение «Газпрома» и «Нафтогаза» должно быть выгодно обеим сторонам. Такое мнение высказал глава российского газового монополиста. По словам Алексея Миллера, процесс должен идти поэтапно. Первоначально с таким предложением выступил Владимир Путин.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что решение об объединении с «Нафтогазом» должно быть «равно выгодным обеим сторонам», сообщает РИА «Новости».
«Хотелось бы отметить -- предложение об объединении двух компаний полностью лежит в русле общемировой тенденции слияния компаний в области топливно-энергетического комплекса», -- сказал Миллер.
«Во-вторых, в случае объединения «Газпрома» и «Нафтогаза», опираясь на финансовые возможности «Газпрома», может быть полностью модернизирована газотранспортная система (ГТС) Украины», -- отметил он.
«Процесс объединения мог бы вестись поэтапно», -- добавил Миллер.
Объединение компаний
16 мая Дмитрий Медведев заявил, что речи о слиянии «Газпрома» и «Нафтогаза» не идет, но возможно объединение активов компаний или создание совместного предприятия. Тогда российский президент сказал, что еще не обсуждал эту тему с украинским лидером Виктором Януковичем. «Я бы сейчас не отказывался ни от чего и ничего не предвосхищал. Встретимся с Виктором Федоровичем, поговорим», -- отметил он.
30 апреля премьер-министр России Владимир Путин предложил объединить «Газпром» и «Нафтогаз». Его украинский коллега Николай Азаров сказал, что Киев будет изучать конкретные предложения Москвы. Тогда Миллер заявил, что готов рассмотреть возможность обмена активами от геологоразведки до сбыта, а пресс-секретарь главы российского правительства Дмитрий Песков сообщил, что предложение Путина подразумевает не поглощение, а создание новой компании. «Вряд ли уместно говорить о вариантах поглощения, объединения младшего со старшим. Речь идет именно о создании нового юридического лица, то есть объединении двух компаний», -- уточнил он. Песков не стал прогнозировать, будет ли это обмен активами.
Позже Янукович отметил, что ему понравилась идея Путина объединить газовых монополистов России и Украины, но сказал, что это должно произойти на паритетной основе.
В середине мая в Москве прошло первое совещание по объединению «Газпрома» и «Нафтогаза». В нем приняли участие Миллер и министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко. Миллер выразил уверенность, что объединение двух компаний станет важной составляющей повышения энергетической безопасности Европы наряду с диверсификацией маршрутов поставки российского газа в Европу.
Газо-транспортная сеть
Протяженность ГТС Украины составляет 37,5 тыс. км. Система включает 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа общим объемом 32 млрд куб. м. Пропускная способность системы в европейские страны -- 141 млрд куб. м газа в год.
В конце апреля стало известно, что Россия и Украина интенсифицируют работу по созданию консорциума для модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Такое заявление сделал министр энергетики Сергей Шматко. «Мы поручили российско-украинскому подкомитету по сотрудничеству интенсифицировать работу. Мы от этой идеи не отказываемся», -- сказал он.
Ранее Путин заявлял, что Россия позитивно относится к идее создания консорциума для модернизации ГТС Украины. «Мы готовы над этим работать. Это предмет наших переговоров», -- сказал он.
Украинский премьер Николай Азаров тогда сообщил, что «Украина сдавать трубу не будет». «Мы будем публично и открыто обсуждать все вопросы. Я всегда позитивно относился к идее газотранспортного консорциума и сейчас отношусь позитивно, если она Россию интересует», -- отметил он.
12 мая первый вице-премьер Украины Андрей Клюев заявил, что у правительства отсутствуют планы по передаче ГТС российскому «Газпрому». Он отметил, что украинские власти планируют поставить вопрос о создании трехстороннего консорциума с участием России и ЕС.
Ранее Еврокомиссия (ЕК) сообщила, что предложение об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза» является «внутренним решением» правительств России и Украины. По словам представителя исполнительной власти ЕС Марлин Холцнер, для ЕС важно, чтобы Украины «продолжила реформу по модернизации внутреннего рынка газа с тем, чтобы сделать его более прозрачным».