Задолженность по налогам и сборам, включая пени и санкции, в бюджетную систему России по состоянию на 1 октября 2009 года достигла 632,422 млрд руб. Взыскать из указанной суммы возможно 623,158 млрд.
Задолженность по налогам и сборам, включая пени и санкции, в бюджетную систему России по состоянию на 1 октября 2009 года достигла 632,422 млрд руб., из которых возможно взыскать 623,158 млрд, говорится в материалах Федеральной налоговой службы (ФНС).
Без кризисной динамики
Долги по налогам в федеральный бюджет составили 522,659 млрд (возможно взыскать 516,339 млрд), перед региональными бюджетами -- 65,718 млрд (63,919 млрд), местными бюджетами -- 31,342 млрд (можно взыскать 30,283 млрд).
Задолженность в бюджет по налогам со специальным налоговым режимом, по данным на 1 октября текущего года, сложилась в 12,702 млрд руб., из которых налоговики надеются взыскать 12,617 млрд.
ФНС ранее не представляла статистику по налоговой задолженности перед бюджетом, таким образом, нельзя сделать вывод о динамике долгов по налогам из-за кризиса, напоминает РИА «Новости». Министерство по налогам и сборам, в результате административной реформы преобразованное в ФНС, обнародовало такие данные, согласно которым в начале 2000-х годов задолженность в разные годы колебалась в пределах 200-400 млрд руб.
Без возможности взыскания
Как отмечают в ФНС, из общего объема задолженности налоговая недоимка составляет 276,010 млрд руб., из которых 203,002 млрд -- по федеральным налогам. Самые значительные недоимки выявлены по НДС (113,772 млрд руб.) и по налогу на прибыль (37,730 млрд). Недоимка по региональным налогам на 1 октября сложилась в 45,327 млрд руб., по местным -- 19,690 млрд, по налогам со спецрежимом -- 7,989 млрд руб.
При этом сумма урегулированной налоговой задолженности на 1 октября составила 347,148 млрд руб. (по федеральным налогам -- 313,336 млрд руб., из которых 73,827 млрд -- по налогу на прибыль, 174,011 млрд -- по НДС). По региональным налогам плательщики урегулировали долги на 18,592 млрд руб., по местным -- 10,593 млрд, по налогам со спецрежимом -- 4,627 млрд руб. Часть задолженностей была приостановлена к взысканию в связи с введением процедуры банкротства на предприятиях или по судебным решениям, часть взыскивается с помощью службы судебных приставов, напоминают в ФНС.
Налоговики признают невозможность взыскания долгов на 11,406 млрд руб., из них по федеральным налогам -- на 8,268 млрд, по региональным -- на 1,937 млрд, местным -- на 1,107 млрд, по налогам со спецрежимом -- на 92,843 млн руб.
Из-за зависших платежей нельзя будет взыскать 2,143 млрд руб., из-за судебных решений -- 4,327 млрд, задолженность предприятий, в отношении которых завершено конкурсное производство, оценивается ФНС в 1,224 млрд руб., долги уже ликвидированных организаций составляют 2,532 млрд руб. Налоговые долги умерших физлиц зафиксированы в объеме 1,179 млрд руб.
Правительственные послабления
Правительство в октябре внесло в Госдуму законопроект, регулирующий порядок взыскания задолженности по уплате налогов, который снимает ряд ограничений для реализации права налогоплательщика на изменение сроков уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов.
В частности, сейчас не могут быть реализованы на практике положения о предоставлении заинтересованному лицу отсрочки, рассрочки в связи с угрозой банкротства в случае единовременной уплаты налога. Законопроект предлагает наделить ФНС полномочиями по выявлению признаков угрозы наступления банкротства на основании соответствующей методики, разработанной Минэкономразвития.
Законопроект регулирует ряд вопросов, связанных c порядком взыскания задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и списанием безнадежных к взысканию сумм задолженности. В частности, уточняется порядок признания суммы налога, безнадежной к взысканию.
Новый закон позволит поддержать хозяйствующие субъекты, столкнувшиеся с дефицитом текущего финансирования и сложностями с доступом к кредитным ресурсам, сохранить уровень их деловой активности, полагают авторы.
Принятие документа позволит также повысить эффективность налогового администрирования, уточнить размеры санкций за налоговые правонарушения исходя из необходимости обеспечения действенного профилактического влияния на правонарушителей, говорится в сопроводительных документах.