Политическая борьба в сети между партиями, участвующими в парламентских выборах, становится все более жесткой. По сравнению с предыдущей думской кампанией партии-участники сегодня не только используют социальные сети в качестве арены для выяснения отношений, но и реально ведут агитацию в сети. Более того, ориентация на мнение аудитории социальных сетей присутствует сегодня в риторике всех лидеров партий.
Такое внимание к интернету закономерно и неслучайно. Ежедневная аудитория сети в России составляет сегодня 43 миллиона человек, а это значит, что объектом политической рекламы в Рунете становится едва ли не каждый второй российский избиратель.
Принципиальным отличием нынешней ситуации в политическом Рунете от выборов 2007 года является рассредоточение участников выборов по различным социальным сетям. Так, например, «Единая Россия» сделала ставку на доминирование в Фейсбуке, «Твиттере» и ЖЖ, КПРФ активно занимается пропагандой своих идей в vkontakte.ru, а эсеры, жириновцы и несистемная оппозиция по-прежнему ориентируются только и только на Живой Журнал. Большое количество интернет-площадок, на которых партиям необходимо вести предвыборную агитацию, приводит к тому, что «новички» политического рунета, такие как, например, Григорий Явлинский, вынуждены с самого начала обзаводиться аккаунтами во всех социальных сетях и пытаться наверстать упущенное за счет «огня по площадям».
По-прежнему важную роль в ведении политической агитации в сети выполняют партийные сайты. По данным статистики liveinternet.ru, в сентябре 2011 года суммарная аудитория сайтов семи партий, участвующих в выборах, составила более 1 млн. 300 тысяч посетителей. В рейтинге партийных сайтов сегодня безоговорочно лидирует «Единая Россия» - ежедневно ее представительство в интернете посещает более 36 тысяч пользователей сети. На втором месте КПРФ – около 15 тысяч посетителей. В пятерку самых посещаемых партийных сайтов, по данным liveinternet.ru, входят также сайты «Яблока», ЛДПР и «Справедливой России».
Результаты продвижения партийных сайтов в социальных сетях подтверждают вывод о рассредоточении партий по разным площадкам и свидетельствуют об усилении партийной конкуренции в борьбе за внимание обитателей сети. По данным статистики, в твиттере лидером по количеству внешних ссылок за сентябрь является сайт «Единой России», при этом единороссы имеют здесь почти десятикратное превосходство над ЛДПР и КПРФ. Однако в социальной сети «Вконтакте.ру» за сентябрь доминирует КПРФ, а «Единая Россия» находится на втором месте. Аналогичная ситуация складывается и в «Одноклассники.ру». Упорная борьба единороссов и коммунистов в сентябре фиксируется также в социальной сети Facebook.
Блогосфера по-прежнему является сегодня площадкой, на которой партии предлагают интернет-сообществу (в первую очередь, журналистам) свое представление о событиях в стране. Несмотря на расползание политизированной аудитории по различным социальным сетям, центром кристаллизации политических предпочтений обитателей Рунета, как и четыре года назад, является Живой Журнал. Судя по настроениям как «лидеров мнений», так и простых обитателей блогосферы, люди, хотя и недовольны положением дел, однако с недоверием относятся к попыткам парламентской и несистемной оппозиции раскачать ситуацию в стране.
Апатичность настроений политизированной аудитории сети связана прежде всего с неумелыми попытками оппозиции взять под свой контроль критически настроенных блогеров. Потерпели провал такие попытки со стороны «несогласных» радикалов. В самом начале думской кампании к числу неудачников присоединились «Правое дело» и «Справедливая Россия». Фатальную ошибку совершил экс-лидер «Правого дела» Михаил Прохоров, когда начал в своем блоге угрожать другим обитателям блогосферы, критически воспринявшим его эпатажные заявления в качестве лидера правых либералов. Столь же непоправимую ошибку совершили и справедливороссы, когда в рамках борьбы с незаконно установленными «мигалками» был задержан сотрудниками ГИБДД один из лидеров «Справедливой России» Геннадий Гудков, а они даже не попытались хоть как-то объясниться с интернет-аудиторией по поводу этого скандала с Гудковым.
Обладают ли партии-участники выборов разветвленной сетью активистов в интернете? Способны ли они в короткие сроки мобилизовать сторонников посредством социальных сетей? На настоящий момент можно говорить о том, что подобными сетями своих сторонников в интернете обладают только «Единая Россия», а также разрозненные и постоянно конфликтующие между собой объединения несистемной оппозиции. При этом, численность сторонников маргинальной оппозиции в сети постоянно уменьшается. Попытки ЛДПР и «Справедливой России» построить подобные единороссам сети, не увенчались успехом. По итогам весенних региональных выборов стало понятно, что парламентская и несистемная оппозиция сегодня не в состоянии оспорить результаты выборов даже в виртуальном сражении с единороссами в блогосфере.
«Единая Россия» сохраняет доминирующее положение в социальных сетях. Лидером партии на выборах в Госдуму стал блогер №1 в России президент Дмитрий Медведев. Единороссы обладают внушительным опытом продвижения своих тем и мероприятий в Интернете: благодаря хэштегам #ЕР и #er_2011 в твитере о предвыборном съезде партии и медиафоруме «Единой России» узнало множество пользователей интернета. Активно освещался съезд и в блогах единороссов в Живом Журнале. В ходе защиты в социальных сетях результатов весенних региональных выборов «Единая Россия» не дала оппозиции ни единого шанса, чтобы оспорить их.
«Справедливая Россия», сделав ставку на лозунг про «жуликов и воров», предложенный Алексеем Навальным, вряд ли сможет аккумулировать вокруг себя протестный электорат, сидящий в блогах. Эсеры не обладают для этого ни человеческим, ни интеллектуальным ресурсом. Партия, чей лидер Сергей Миронов никак не может разобраться в устройстве своего iPhone, для обитателей интернета вряд ли будет интересна.
Коммунисты за счет ярких и броских баннеров и видеороликов эксплуатируют тему ностальгии по СССР и привлекают на свою сторону некоторое количество избирателей среднего и старшего возраста. Однако для молодежи КПРФ по-прежнему не интересна. Либерал-демократы, сделавшие ставку на раскрутку в сети своих лидеров Владимира Жириновского и Игоря Лебедева, за счет использования шаблонных ходов, вряд ли смогут вплотную подобраться к лидерам гонки.
Эффективную стратегию пропаганды в социальных сетях сегодня способны предложить лишь «Единая Россия» и отчасти КПРФ. Остальные партии вряд ли смогут вести полноценную кампанию в сети в течение всего агитационного периода и поэтому предвыборные схватки партий в интернете будут проходить в несколько раундов. Тем не менее, очевидно, что политическая борьба в социальных сетях между участниками парламентских выборов будет ожесточенной.