Премьер Владимир Путин представил масштабный транспортный проект в Арктике, который уже сравнивают со строительством Суэцкого и Панамского каналов. Реализация проекта невозможна без усиления атомного морского флота России, на которое в федеральном бюджете пока заложено 45 млрд рублей.
На втором международном форуме «Арктика — территория диалога» в четверг Владимир Путин заявил, что Северный морской путь — из Европы в Азию — станет одним ключевых торговых маршрутов глобального значения и масштаба. По его словам, такой маршрут позволит значительно сократить время доставки грузов: "Это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы".
Для эталонного маршрута Роттердам — Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11 200 морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3900 морских миль, или на 34%, сокращая времени в пути с 33 суток до 20. Короткий путь — не единственное преимущество. Идущие через Арктику суда не рискуют подвергнуться нападению пиратов, активных в южных морях.
Закон, регулирующий судоходство по Северному морскому пути, уже внесен в Госдуму и может быть принят до конца 2011 года. Помимо законодательного обеспечения для реализации проекта необходимы ледоколы нового типа. В федеральном бюджете на три года заложено 20 млрд рублей на эти цели, заявил на форуме в Архангельске министр транспорта РФ Игорь Левитин. Вице-премьер Сергей Иванов уточнил, что за счет бюджета запланировано строительство трех дизельных ледоколов с малой осадкой общей стоимостью 25 млрд рублей и нового атомного ледокола стоимостью 20 млрд рублей.
В 2010 году Росатомфлоту, входящему в ГК «Росатом», удалось возобновить проводку крупнотоннажных танкеров по Севморпути. В результате объем перевозок за год превысил 3 млн тонн. Потенциальный грузопоток маршрута — 50 млн тонн в год. В 1990-е годы грузопоток падал практически до нуля. С 2000 года регулярное использование морских трасс возобновилось, но до перехода ледокольного флота в ГК «Росатом» ситуация была очень далека от идеальной – отягощенный задолженностями по зарплате, арктический флот не заказывал новых судов и с трудом получал заказы.
Сегодня атомный ледокольный флот России насчитывает шесть атомных ледоколов, один контейнеровоз и пять судов технологического обслуживания. Управлять работой ледоколов уполномочен базирующийся в Мурманске Росатомфлот. Ледоколы могут вести проводку в Арктике при скорости 14 узлов во льдах, толщина которого 1,5-2,5 метра.
Развитие Северного морского пути будет происходить за счет государственных инвестиций, и повышения тарифов на ледокольную проводку не планируется. В России возможно обеспечить полный цикл строительства атомных ледоколов. Директор ФГУП «ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова» Валентин Пашин недавно отметил, что Россия переживает подъем строительства ледоколов: «Государство вкладывает колоссальные средства».
Проводка судов — не единственная задача Росатомфлота. Атомные ледоколы позволяют проводить в Арктике операции любой технической сложности — проводка супертанкеров, геологоразведка дна Арктики, обеспечение нефте- и газодобычи. По данным геологической службы США, опубликованным в 2008 году, на территорию к северу от Полярного круга может приходиться около 22% неоткрытых технически извлекаемых мировых запасов нефти и газа.
Атомный ледокол «Россия» и научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» совершили уже несколько экспедиций по определению границ континентального шельфа — решение этой задачи позволит России активнее развивать добычу полезных ископаемых в регионе.