Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

21:24
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Минобрнауки строит светлое «виртуальное» будущее

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, утверждающее правила предоставления грантов на развитие онлайн-обучения в виде субсидий из федерального бюджета. В 2018 и 2019 годах федеральное правительство потратит на стимулирование «виртуального» способа обучения по 300 миллионов рублей, в текущем году на эти цели было выделено 400 млн рублей. Много это или мало – пока сложно оценить.

На что пойдут гранты

«Подписанным постановлением утверждены правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования», - говорится в пояснительной записке к документу.

Субсидии будут выдаваться на создание системы оценки качества онлайн-курсов, разработки требований к интернет-обучению, а также для повышения квалификации преподавателей.

«Гранты будут предоставляться по итогам конкурсного отбора на основании соглашения Министерства образования и науки России с вузом-победителем по утверждаемой Минобрнауки форме», - говорят в Белом доме.

По словам председателя комиссии Общественной Палаты (ОП) по развитию образования и науки, ректора Московского авиационного института, академика РАН Михаила Погосяна, выделенные средства пойдут на отработку технологии онлайн-образования в стране.

На первом этапе средства будут потрачены на разработку требований, стандартов, методов оценки качества.

«Мир стремительно меняется, в том числе в области образования. Россия должна быть в тренде этих событий. Я считаю, что выделение в течение трех лет столь значительной суммы говорит о том, что государство планирует создать дополнительные условия для развития это очень важного сегмента образования. Развитие онлайн-образования в какой-то степени можно рассматривать как «социальный лифт» - талантливый студент может получить качественное столичное образования, не выезжая за пределы своего города или поселка».

Очередной эксперимент

Напомним, со следующего года некоторые курсы в российских вузах будут переведены в электронную форму. Студенты и преподаватели будут общаться исключительно виртуально, для этого и те и другие должны обзавестись персональным компьютером и выходом во всемирную паутину. До конца текущего года Минобрнауки РФ планирует провести эксперимент, в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах.

В ходе эксперимента будут опробованы две модели: первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая — частичную. Итоги эксперимента будут тщательно проанализированы, и оптимальная модель уже на уровне федерального министерства будет рекомендована всем российским вузам.

Как продвигается эксперимент в министерстве не пояснили, порекомендовав сделать запрос, на который они ответят, согласно принятому законодательству, через тридцать дней. Какая-либо информация по данному вопросу на министерском сайте отсутствует. Высшие учебные заведения, которые станут площадками для экспериментов, неизвестны.

Напомним, Совет по онлайн-образованию был создан Министерством науки и образования РФ в декабре 2014 года. Этот проект активно продвигал тогдашний министр Дмитрий Ливанов.

Получить диплом, не выходя из дома

Согласно оценкам консалтингового агентства J’son, объем мирового рынка онлайн-образования в прошлом году составил 50 миллиардов долларов, российские вузы заработали всего 180 миллионов.

При этом нельзя сказать, что данный вид обучения в нашей стране не развит. Практически все крупные вузы предлагают не прошедшим по основному конкурсу, обучение на дистанционной основе. Абитуриентов привлекает возможность получить высшее образование (диплом бакалавра или магистра) не выходя из дома. К тому же стоимость данного вида обучения значительно ниже, чем очной или заочной формы, так как отсутствует личный контакт с преподавателями. Впрочем, цена вопроса зависит от престижности.

Например, МГУ им Ломоносова предлагает получить олнайн-способом 19 специальностей, стоимость обучения обойдется от 270 тысяч рублей в год. В МГИМО (У) МИД РФ есть семь специальностей, которые можно получить, не приезжая в Москву, но придется выложить от 230 тысяч рублей за год. Впрочем, есть вполне бюджетный вариант – Интернациональный университет предлагает на выбор 4 специальности, стоимость обучения от 2 тысяч рублей. Руководство вуза гарантирует по окончании выдать диплом государственного образца. Причем, если раньше вузы, чаще всего частной формы собственности, буквально десятками лишались лицензии и аккредитации из-за отсутствия материально-технической или научной базы, то при данном подходе оценивать работу вуза довольно сложно. Например, тестируя старшекурсников на остаточные знания. Как протестировать «виртуальных» студентов – пока вопрос открытый.

Так что же главное: форма или содержание

При появлении большого количества онлайн-курсов может встать вопрос сокращения профессорско-преподавательского состава. Этого опасаются многие опрошенные нами преподаватели.

Их мнение не разделяет Михаил Погосян. «Пока говорить об этом еще рано. На мой взгляд, с развитием рынка онлайн-образования появится значительный спрос на хороших преподавателей».

Так же стоит учитывать мнение работодателей, которые с большим скепсисом относятся к выпускникам заочной или вечерней формы обучения. Во всяком случае, опрошенные нами представители рекрутинговых агентств признались, что работодатель отдает предпочтение тем, кто провел пять-шесть лет в студенческих аудиториях.

По мнению представителя ОП, государство должно разработать соответствующие механизмы, чтобы у работодателя не возникали подобного рода сомнений.

«Не стоит рассматривать интернет-образование в отрыве от базового системного высшего образования. И государство сейчас как раз разрабатывает соответствующие механизмы. В любом случае, работодатель предъявляет требования к качеству подготовки, качеству знаний, которое дает вуз. Форма образования не должны быть определяющей», - подчеркнул Михаил Погосян.

Нужно ли ограничивать цены на билеты в гостеатры?
Реклама