Минфин России продолжает изыскивать способы пополнения бюджета: эйфория после пристойных на фоне двух предыдущих лет показателей 2016 года ушла, цены на нефть не растут, денег в казне не хватает. Новая идея ведомства Силуанова состоит в разовом повышении НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых, причем только для газодобытчиков. Если в IV квартале увеличить расчетный коэффициент для «Газпрома» с 1,8 до 2,27, бюджет получит порядка 30 млрд руб. Деньги не запредельные, но на дороге и такие не валяются.
Двойные стандарты
Хорошая попытка, Минфин. Правда, данная инициатива вопиющим образом противоречит мораторию на повышение налогов, объявленному правительством на срок до 1 января 2019 года. Однако данный мораторий нарушается на всех уровнях путем введения разных дополнительных сборов, которые налогами формально не являются: помнится, вице-премьер Аркадий Дворкович назвал новый торговый сбор в Москве «не повышением нагрузки, а стимулированием бизнеса» (и забыл сразу после этого убить себя об стену, да).
Однако в Минфине называют свое предложение не нарушением моратория, а восстановлением справедливости. Дело в том, что уважаемый «Газпром» отказался платить в бюджет России дивиденды в одобренном правительством размере. В бюджет 2016 года было заложено 446 млрд руб. от этих дивидендов, но госкомпания своим решением сократила их до 190 млрд руб. Разница – 256 млрд.
Дело в том, что правительство Дмитрия Медведева утвердило порядок выплаты дивидендов в размере 50% от чистой прибыли крупнейших госпредприятий. Перечисленные в распоряжении «Газпром», «Алроса», «Башнефть», «Зарубежнефть», «Русгидро», «Совкомфлот», «Транснефть» и «Роснефтегаз» (главный актив – «Роснефть») – коммерческие компании, принадлежащие государству и миноритарным акционерам – и хотя статус «Башнефти» за это время существенно изменился, Россия все равно остается главным из ее совладельцев. К сожалению, самые влиятельные из перечисленных организаций тут же торпедировали распоряжение правительства: «Роснефть» заплатила лишь 35%, а «Газпром» и вовсе 20%. Понятно, что их пример – другим наука, и ситуация в этой сфере будет только ухудшаться.
В «Газпроме» свои просьбы обосновали словами президента Владимира Путина о том, что прибыль «Газпрома», вызванную курсовыми разницами, для расчета дивидендов использовать не стоит.
То есть госкомпании могут совершенно бесплатно играть на валютной бирже, все риски берет на себя бюджет – ибо в 2015 году вызванный теми же колебаниями курсов убыток был учтен для уменьшения дивидендов.
Государство – это они
Государственные компании начали плевать на государство довольно давно. По данным Счетной палаты, просроченная задолженность по выплате дивидендов в пользу государства за 2014 год составила 397 млн рублей – не так много по меркам бюджета, но удивляет сам факт. А вот сумма покрупнее: за 2014–2015 годы 7,5 млрд рублей так и не было распределено между акционерами госкомпаний без каких-либо причин. За те же годы более 400 государственных организаций вообще не распределяли прибыль – не утверждали годовые отчеты или бухгалтерскую отчетность. Некомпетентность, наглость или воровство?
В экономической сфере правительство ведет себя как добрый ленивый барин, которого обкрадывают и наглые приказчики, и хитрая дворня. Отчаянием от подобного положения вещей можно объяснить выдвинутое на ПМЭФ-2017 предложение Алексея Кудрина приватизировать всю нефтегазовую отрасль, ибо по факту сейчас национальное достояние выкачивается за рубеж, а прибыль от этого получают только Миллер, Сечин и их окружение.
Действительно, сложилась парадоксальная ситуация – государственные компании пользуются всеми преимуществами своего положения, но как только дело доходит до выплат, ведут себя как частные. Подобный стиль управления прекрасно описан еще в басне Ивана Крылова «Кот и повар»: а Миллер слушает да ест.
Источники «Коммерсанта» полагают, что Минфину даже не откажут: он просто не успеет провести нужные поправки в законодательство. «Ранняя стадия обсуждения», августовские каникулы Госдумы, сентябрьские местные выборы, «не раскачивать лодку» перед президентскими… Инициативу просто заболтают – и это, быть может, и правильно. Ведь в случае победы Минфина НДПИ будет поднят для всех, включая частные компании, которые, в отличие от «Газпрома», и без того выполняют свои обязательства в полном объеме.
Выход из пике
Что же делать со сложившейся ситуацией? INFOX.RU предлагает правительству несколько простых шагов для приведения «Газпрома» в чувство, а бюджета – в норму.
1. Определиться уже, кто тут главный. Если Сечин и Миллер – так и поставить их во главе государства. Если Путин, Медведев и Кудрин – дать им реальную власть карать и миловать.
2. Определиться, что такое российские недра – национальное достояние или частная собственность. Закон о недрах придерживается первой точки зрения: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью». Конституция утверждает обратное: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Ау, у нас вроде как два юриста страной управляют? Хотя нет, см. п. 1.
3. Определиться с формой хозяйствования: сейчас государство ведет себя как социальная служба даже в абсолютно коммерческих проектах. Между тем, по сведениям надежных источников INFOX.RU, семья Алексея Миллера в подобной заботе не нуждается. Если мы хотим заниматься благотворительностью – надо раздать госсобственность частникам, если хотим генерировать прибыль на благо нации – чиновники обязаны вести себя как жесткие коммерсанты. Еще Ленин, как известно, требовал посадить «бюрократическую сволочь» на процент от прибыли – и был архиправ.
4. Полностью сменить руководство госкомпаний, которые открыто игнорируют постановления правительства. Нет лучшего способа укрепить авторитет власти, чем открытый суд над несколькими руководителями монополий – с рассекречиванием их доходов и имущества.
5. Направлять в бюджет 100% чистой прибыли государственных предприятий – и из бюджета же финансировать их инвестиционные программы. Это сделает управление гораздо более консервативным и прозрачным. Правда, в данном случае резко вырастут расходы на миноритарных акционеров, поэтому необходимо последовательно сокращать их число: не очень понятно, с какой стати фермер Джон Литтл из Теннесси – при всем уважении к этому достойному реднеку – должен получать прибыль от продажи русского газа, например, в Турцию.
6. Принятые меры помогут ввести в стране прямую или косвенную нефтяную ренту. Образец прямой – страны Персидского залива или Норвегия, где каждый гражданин получает определенный безусловный доход от продаж углеводородов. Образец косвенный – Венесуэла с ее смешными ценами на бензин, Туркменистан с отсутствием платы за газ, воду и электроэнергию в пределах определенного лимита. Россияне же не получают от реализации своей собственности (согласно Закону о недрах) абсолютно ничего.
7. На выходе Россия становится успешным социальным государством с повысившимся уровнем внутреннего потребления, а значит и подъемом предпринимательства, увеличением объемов производства.
Мы отдаем себе отчет в некоторой утопичности представленного плана, который демонстративно не учитывает человеческого фактора, характеров формальных и фактических владельцев России. Но другого пути у страны нет: любая «альтернативная» стратегия приведет в весьма обозримом будущем к обнищанию населения и социальному взрыву.
Заплатка в 30 миллиардов на фоне уведенных «Газпромом» из бюджета 256 млрд – капля в море.
Пора бы просто власть употребить.