В Санкт-Петербурге открылся Международный экономический форум. Уже в 21-й раз, с 1997 года, здесь собирается белая кость отечественной экономики – политики, олигархи, инвесторы. Тут хвалятся успехами, заключают сделки, создают, а порой и разрушают репутации. Право выступить на ПМЭФ – знак принадлежности к элите, а если тебя не было на ПМЭФ – весь ближайший год тебя не будет и в большом бизнесе. В эти судьбоносные дни 1-3 июня 2017 года даже прожженные дельцы Уолл-стрит, каждый из которых ворочает десятками бюджетов России, приникают к экранам, чтобы не пропустить тенденции, обещания, намеки.
Полетели!
Первый день ПМЭФ – всегда афиша, разминка, увеселение дорогих гостей. Деятели партии и правительства выступают с ни к чему не обязывающими заявлениями. Скажем, вице-премьер Дмитрий Рогозин доложил о полете самолета МС-21 как первой ласточке прорыва России на рынок высокотехнологической продукции. От объяснений, почему этот полет состоялся на год позже запланированного, главный космоавиатор страны воздержался. Самолет действительно получился хорошим, но с таким непринужденным отношением к срокам мы вряд ли сможем преодолеть технологическую отсталость.
Поехали!
Интересно сопоставить две новости от Российских железных дорог.
Во-первых, всеми любимый транспортный монстр заключил предварительный контракт с кубинским правительством на реконструкцию железнодорожной сети на острове Свободы, цена вопроса – 1,8 млрд евро. Понятно, что таких денег у династии Кастро нет, поэтому, по предположениям экспертов, сделка будет профинансирована за счет кредитов. Наиболее вероятный кредитор – бюджет России.
Эту схему РЖД удачно опробовали в КНДР и не собираются отказываться от подобного освоения отечественного бюджета. Благо долги дружественным странам Россия, щедрая душа, прощает очень охотно. За более чем 20 миллиардов, списанных той же Кубе, мы могли сделать из острова всероссийскую здравницу, ан нет. Дружба с чужими важнее, свои и так свои, перебьются. Этой логики придерживаются и в РЖД, где давно забили большой костыль на строительство железных дорог для пассажирского сообщения внутри самой большой страны мира, где сидят и ждут китайцев для создания высокоскоростных дорог.
Во-вторых, в РЖД договорились о строительстве железной дороги в России (ура!), в экономически отсталой Туве (ура дважды!). Вот только дорога эта, Элегест – Кызыл – Курагино, строится для облегчения доступа к месторождениям полезных ископаемых, а не для приятного и дешевого передвижения граждан по региону.
При Владимире Якунине ОАО РЖД превратилось фактически в придаток добывающих компаний – и его преемника Олега Белозерова сложившееся положение вещей полностью устраивает. Лучше обслуживать богатых нефтяников, чем нищее население.
С 1 июня, к слову, в Подмосковье – на которое приходится больше всего пригородных перевозок в России – повышены цены на проезд в электропоездах. Примерно на 7,5%, то есть почти в полтора раза выше уровня инфляции за 2016 год и в два – за 2017-й (прогнозные значения). Может быть, хватит кормить Кубу?
Семилетка приватизаторов
Еще один интересный момент – пикировка Алексея Кудрина и Дмитрия Пескова. Первый неожиданно потребовал за семь лет полностью приватизировать все государственные компании в нефтяном секторе. Это выглядит более чем странно после очень некрасивого скандала с отжатой «Башнефтью» и приватизацией части «Роснефти» фактически за российский же кредит, который сингапурскому офшору предоставил банк ВТБ (чем-то похоже на схемы РЖД). Знаете, где сейчас с помпой проданные 19,5% «Роснефти»? В залоге у «Роснефтегаза», который и осуществлял приватизацию.
Алексей Леонидович, вы точно уверены, что нам нужна приватизация, тем более по таким непрозрачным схемам? Частный бизнес эффективнее государственного, это так – достаточно посмотреть хотя бы на результаты инвестирования пенсионных накоплений госбанком ВЭБ и частными НПФ. Но в современных условиях, при насквозь коррумпированном российском хозяйствовании, продажа госсобственности – самое натуральное преступление.
Интересен и обозначенный экс-министром горизонт в семь лет: Кудрин явно торопится, хочет успеть до конца следующего президентского срока. Кто-то очень сильно боится 2024 года.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков поспешил отмежеваться от инициативного товарища: «Это его хорошо известная экспертная точка зрения, он достаточно аргументированно ее отстаивает. Известны также иные точки зрения. Но насколько мне известно, у правительства пока таких планов нет».
К сожалению, нет и доверия у народа – даже собравшейся на ПМЭФ «белой кости» – к словам Дмитрия Пескова, которые сыплются как песок сквозь пальцы, не оставляя и следа в мире реальных решений и сделок.
Солнце наше ясное
Но самым интересным выступлением первого дня стала, безусловно, речь Анатолия Чубайса, руководителя управляющей компании «Роснано». Бывший идеолог приватизации покусился на святое – интересы нефтегазодобывающей отрасли:
«Солнечная энергетика как национальный стартап в РФ состоялась. Я считаю, что к концу года станет абсолютно ясно, что и с ветроэнергетикой это тоже произошло. Мы имеем нахальство заявить: мы знаем, какой крупномасштабный технологический кластер появится в электроэнергетике в ближайшие 10 лет – который перевернет все. Все эксперты в один голос говорят о промышленном хранении электроэнергии».
Всего полтора года назад в Башкортостане была введена первая солнечная электростанция, а сейчас этот процесс поставлен на поток, поведал изумленной публике Чубайс. Он также выразил уверенность в том, что именно в России научились изготавливать самые эффективные в мире солнечные панели – с КПД, равным 21%. Тут, видимо, какая-то путаница, потому что эффективность промышленных образцов в мире давно превысила 25%, а экспериментальных – зашкаливает за 30%.
При этом, как известно, развитие альтернативных источников энергии – одна из угроз экономической безопасности России, считают авторы государственной Стратегии.
В самом деле, если наши уважаемые партнеры научатся обеспечивать себя с помощью солнца и ветра, залежи углеводородов станут элементарно не нужны, а значит, пройдет и пора сверхприбылей нового российского олигархата во главе с Сечиным и Миллером. И тут Анатолий Борисович, вечная «пятая колонна», пытается делать то же самое внутри России!
Хотя, пожалуй, сырьевикам все же рано искать себе другое место под солнцем: репутация Чубайса и его «Роснано» практически гарантирует провал любых далеко идущих планов на ранней стадии, даже таких полезных и прогрессивных.
Да и где бы были сейчас Сечин и Миллер без Чубайса начала 1990-х?
… и растениеводство!
Также отметим, что вице-премьер Аркадий Дворкович объявил об очень скорой отмене всех ограничений на поставку плодоовощной продукции из Турции. Кроме злополучных томатов. Отечественное производство, конечно, надо развивать, но сегодня помидоры в столичных магазинах достигают порой и 299 рублей за килограмм.
Каждый томат – по цене бутылки пива.
Вам не кажется, что все это не очень похоже на нормальное развитие страны?