Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:18
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Творческие задачи лучше решаются методом «от сложного к простому»

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Метод обучения от простого к сложному срабатывает не всегда. Психологи выяснили, когда лучше начинать обучение с менее тривиальных задач.

Брайан Шперинг (Brian J. Spiering) и Грегори Эшби (F. Gregory Ashby) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (University of California Santa Barbara) опубликовали в журнале Psychological Science результаты работы по анализу ошибок в экспериментах по классификации данных. Согласно выводам учёных, чем более творческий характер задачи – тем лучше начинать не с простого, а со сложного.

Студенты и сотрудники университета вошли в три экспериментальные группы. Первая (26 человек) решала задачи методом «от сложного к простому», вторая (24 человека) -- «от простого к сложному», а третья (31 человек) -- в случайной последовательности. Все участники имели отличное зрение или использовали контактные линзы или очки. Это важный аспект, так как люди сортировали объекты «на глазок».

Сортируемый материал состоял из бумажных кружков с нанесенными на них полосками двух цветов, причем с градиентом окраски. Ширина полосы от кружочка к кружочку изменялась в сторону уменьшения. Также немного изменялся угол. Так получается набор объектов. Все объекты имели одинаковый размер и контрастность. Набор состоял из 30 объектов, которые следовало разделить на две равновеликие группы по 15 объектов. Таких наборов было два. Первый из них более простой для сортировки – критерии были очевидными. Чем меньше полос и чем они больше стремятся к вертикали – тем больше сродство объектов к группе А. Чем полос больше и чем они горизонтальнее – тем больше сродство к группе B. Второй объект предполагал более сложную мыслительную работу: вывести однозначные критерии оценки принадлежности к группе А или В было намного сложнее, так как структура полос и наклона в данном наборе хитрее.

Каждый испытуемый оставался один в комнате. На 21-дюймовом мониторе с разрешением 1280 на 1024 ему отображался элемент. В тренировочном режиме каждый элемент отображался 15 раз, и каждый раз предлагалось выбрать группу A или В. При правильной попытке звучал приятный звуковой сигнал, при неправильной – неприятный. Соотвественно, группа, проходящая обучение по системе «от простого к сложному», сначала в случайном порядке сортировала простые элементы, затем средние, а затем сложные. Группа «от сложного к простому» бралась сначала за сложные для сортировки элементы, затем средние, а простые шли в конце. Группа со случайной последовательностью распределяла все элементы вперемешку. По завершении обучающей стадии все группы по 5 раз атрибуцировали каждый элемент в случайном порядке – это было что-то вроде экзамена по освоению данного вида задания.

Для простой ситуации результаты оказались достаточно тривиальными. Эффективность всех трех групп в сортировке элементов оказалась статистически неразличимой. В пределах погрешности все три группы испытуемых одинаково атрибуцировали и простые, и средние, и сложные элементы, и так же одинаково выполнили финальное задание.

Принципиально другим результат оказался в случае более сложного выбора. «Успеваемость» той группы, которая начинала учиться со сложного, оказалась значительно выше, чем у двух других. В финальной части процент правильных ответов составил 88%, в то время как результат двух других групп оказался в районе 75%, и статистически значимой разницы между ними авторы работы не увидели. После сложных заданий группа как орешки решала простые задания с результатом примерно 90% правильных ответов.

По мнению исследователей, сложность задачи стала ключевым фактором обучения. При достаточно простых заданиях, когда люди способны формализовать правила, тип обучения не принципиален. Ситуация меняется, когда задание усложняется. Люди, сталкивающиеся с простыми заданиями в начале, создают простую стратегию и экстраполируют ее на более сложные случаи. И перестроиться уже не могут. Зато если сразу браться за сложную задачу, шансов решить ее правильно намного больше.

Сами психологи считают, что их работа даст почву для размышлений педагогам. И заставит их задуматься о тех видах деятельности, которые, возможно, стоит осваивать сразу со сложного.

Медведев посоветовал ЕС перестать помогать Украине после удара "Орешником"
Реклама