Трюковое велокатание берет начало в середине 70-х годов прошлого века, за три десятилетия из мальчишеского увлечения BMX вырос в олимпийский вид спорта. В России экстремальный велокросс уже приобрел тысячи почитателей.
BMX доступен каждому
BMX (Bicycle Moto Cross, веломотокросс) -- вид спорта, который, несмотря на относительную молодость, привлекает все больше внимания. В основном со стороны подростков. На вид детский велосипед (байк) представляет собой превосходный спортивный снаряд для физических и психологических тренировок. Отличительная особенность BMX в его простоте. Рама, колеса, руль и педали. Никаких крыльев, никаких тормозов, даже сиденье, хоть и есть, использовать его по назначению приходится редко.
Занятия нужно начинать с простейшего велосипеда, стоимость которого может колебаться от 4,5 тыс. до 10 тыс. руб. Такого двухколесного железного коня хватит на первый год, чтобы научиться азам катания на BMX. Совершенствовать свой BMX можно бесконечно, приобретая все более высокотехнологичные детали. Стоимость байков профессиональных райдеров достигает 60 тыс., а порой и 100 тыс. руб. Первый, не сверхнавороченный велосипед можно купить в обычном спортивном магазине.
В чем-то блюстители закона правы: металлические детали наносят серьезный урон потенциальным парапетам для трюков. Страдают всевозможные лестницы, ступеньки, скамейки, памятники и т. п. Запретами проблему не решить, поскольку настырные сорвиголовы снова и снова возвращаются на излюбленные места для катания (споты), а на место одних оштрафованных приходят другие. Там, где это уже поняли, всерьез задумываются, планируют или уже построили скейт-парки. И пусть в некоторых из них недостаточно элементов, рамп и парапетов -- экстремальный люд изо дня в день стекается туда с городских улиц.
И зимой и летом
Примеров множество. Так, в Таганском парке Москвы запланировали первые соревнования (контесты) еще в середине марта. Турнир в мини-рампе так и не состоялся, на него приехали всего пять человек, остальные, видимо, испугались непогоды. Не удалось провести контест и через неделю -- все по той же причине.
Тех, кто на самом деле жаждет кататься, остановить может только дождь или сильный мороз. «Это если будет минус десять или двадцать, то не пойду кататься. Но если даже меньше минус десять и холодно, то все равно пойду кататься: когда катаешься -- тепло, согревает», -- говорит любитель BMX Александр Кодобнов.
Такое рвение можно объяснить с психологической и медицинской точек зрения. Во-первых, затяжная зима уже порядком надоела, хочется новых эмоций и впечатлений, во-вторых, организм засиделся, ему требуется бегать и прыгать. «Мне это просто нравится, успокаивает. На работе устаю, иду кататься, меня это расслабляет, хоть и есть физическое напряжение, но все равно это расслабляет очень сильно», -- уверяет другой любитель активного отдыха Евгений Гайн.
Конечно, непогоде всегда есть альтернатива -- крытый скейт-парк, но в большинство из них биэмиксеров вообще не пускают. Все-таки вреда от велосипедов для дорогого паркового оборудования намного больше, чем от тех же роликов или скейтов. К тому же за вход надо платить деньги, с которыми во время кризиса проблемы не только у любителей BMX. «К примеру, -- рассказал спортсмен Даниил Гаспаров, -- зимой мы ищем ангары, подъезды, переходы, делаем споты, то есть сами создаем препятствия и стараемся на зиму не забывать, что такое велосипед, иначе весной приходится все заново начинать».
Тенденция роста продаж BMX-велосипедов последние пару лет, а их реализуется около 30% от всех велопродаж, свидетельствует о том, что рынок стремительно развивается. Открываются новые магазины. В крупных городах со скрипом, но все же появляются если не крытые, то хотя бы летние скейт-парки, подходящие для велорайдеров. Российские биэмиксеры все чаще завоевывают награды на международных соревнованиях. Не стоит забывать о том, что некоторые разновидности BMX имеют статус олимпийского вида спорта.