Польская комиссия по расследованию авиакатастрофы под Смоленском опубликовала свои выводы о произошедшей трагедии. Согласно позиции польских следователей, российские авиадиспетчеры находились под давлением и якобы не проинформировали экипаж польского Ту-154 об уходе с курса.
Польская комиссия представила аргументы, доказывающие, по ее мнению, справедливость замечаний Варшавы к отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по трагедии под Смоленском.
Заявление было оглашено на специальной пресс-конференции, в нем сказано, что диспетчеры совершили много ошибок, сообщает РИА «Новости». Польская комиссия не уточняет, кто оказывал на диспетчеров давление.
Комиссия представила видеореконструкцию. В частности, были продемонстрированы кадры посадки на смоленском аэродроме первого польского самолета Як-40, которая происходила без разрешения диспетчера. Затем, когда пилоту удалось посадить самолет, слышны слова диспетчера: "Молодец".
Также видеореконструкция демонстрирует, как диспетчер еще до захода на посадку польского "борта номер один" звонит в Москву и рассказывает о плохих погодных условиях, о том, что необходимо сказать экипажу Ту-154 о запасном аэродроме "Внуково".
При показе другой реконструкции, рассказывающей о заходе на посадку российского самолета Ил-76, который в итоге решил уйти на запасной аэродром, слышны ругательства в комнате диспетчеров.
Согласно видеоинсталляции, команда "горизонт" польскому Ту-154 не была дана вовремя, как и до этого российскому4 Ил-76. А комната диспетчеров при полете Ту-154 не была "стерильна" ввиду их разговоров с посторонними людьми.
При этом видеореконструкция подтверждает, что еще перед взлетом Ту-154 из Варшавы погодные условия под Смоленском были ниже минимума.
В комнате диспетчеров слышна фраза: "Павел, ведешь его до ста метров, до ста метров без разговоров".
«Сам (самолет) принял решение, пусть сам дальше...", - фраза некоего постороннего лица, разговаривающего с диспетчерами.
Польша "извращает суть"
Эксперт, близкий к ходу расследования, заявил, что польская сторона в своем выступлении извращает суть происходившего. "Выдергивая отдельные фразы из разговоров в диспетчерском пункте, польская сторона не реконструирует происходившие события, а извращает их суть", - сказал эксперт и посоветовал "аккуратнее обращаться" с объективными данными, не допускать их передергивания. Тем временем МАК опубликовал записи всех разговоров и переговоров диспетчеров накануне катастрофы самолета Ту-154, говорится в заявлении председателя технической комиссии комитета Алексея Морозова.
"В связи с появившимися в СМИ, со ссылкой на министра внутренних дел Польши, сообщениями об опубликовании польской стороной записей разговоров диспетчеров аэродрома "Смоленск-Северный", и с целью объективного информирования мировой общественности, с разрешения органов, проводящих предварительное следствие, в соответствии с приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации, принято решение опубликовать полностью транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами", - говорится в заявлении.
Морозов сообщил, что опубликованы записи открытого магнитофона, записи телефонных разговоров, записи радиопереговоров. "При составлении транскрипции техническая комиссия МАК пользовалась электронной копией записей, идентичной той, которая была передана польской стороне по ее просьбе. Обращаю внимание, что в ходе работ технической комиссии польские специалисты имели возможность работать в офисе МАК с рабочими версиями выписки переговоров", - сообщил глава технической комиссии МАК.
Мнение польского министра
Как сообщил, открывая пресс-конференцию, глава МВД Польши Ежи Миллер, комиссия не делает выводы о виновных, а только анализирует все, что имело влияние на катастрофу, в частности, чтобы избежать подобных трагедий в будущем.
"Мы представим сегодня то, что уже содержится в наших замечаниях к докладу МАК. Мы хотим представить доказательства, подтверждающие справедливость наших замечаний", - сказал Миллер. Он выразил надежду, что из трагедии под Смоленском будут сделаны выводы: "Мне кажется, не только в польских, но и в российских интересах, и каждого, кто будет садиться на аэродроме "Северный".
Отчет МАК
МАК 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого был обнаружен алкоголь. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие повлияло на решение пилотов посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.
Польский Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный". Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны.