Российские разработчики представили первое отечественное инфраструктурное решение для «облачных» вычислений.
Решения на основе «облачных» вычислений становятся все более востребованными среди потребителей как из «публичного», так и из корпоративного сегмента.
В России появилось собственное «облако» -- комплексное решение для перевода IT-инфраструктуры компаний в формат «облачных» вычислений.
Систему разработала компания «Крок» -- один из ведущих российских создателей корпоративных IT-инфраструктур.
«Облачная» концепция
Концепция «облачных» вычислений предполагает несколько условных уровней организации вычислений. Самый «низкий» -- инфраструктурный уровень (Infrastructure as a Service, IaaS), который по сути является центром обработки данных. Его владелец имеет возможность изменять параметры производительности и энергопотребления в зависимости от своих потребностей или потребностей заказчика.
Принцип «эластичности» инфраструктурной части системы позволяет заказчику экономить на приобретении и использовании центра обработки данных (ЦОД). Вместо того чтобы покупать оборудование, имеющее четко ограниченный уровень производительности, который либо не всегда востребован, либо недостаточен для организации вычислений, организация может «заказать» ровно столько вычислительных мощностей и ровно на такое время, на какое они ему действительно необходимы.
Platform as a Service – «средний» уровень системы «облачных» вычислений. Это программная оболочка, на базе которой разрабатываются и запускаются приложения для конечных пользователей. Они относятся к третьему, самому «высокому», уровню системы и называются Software as a Service.
Российская компания предложила собственные решения в самом «нижнем» и самом «верхнем» уровнях, и если отечественные SaaS-решения разного рода существовали и раньше, то IaaS до недавнего времени организовывалось только на ЦОД, расположенных за рубежом.
Своевременные решения
Решения, способные обеспечить большие вычислительные мощности без обязательного наличия дорогой инфраструктуры, сейчас особенно нужны, -- считает руководитель направления центров обработки данных компании «Крок» Руслан Заединов.
«Прежде всего речь идет о компаниях среднего размера, которые в нынешний «посткризисный» период занимаются внедрением дорогостоящих IT-решений, таких как ERP, CRM, BI-решения, -- сообщил Infox.ru эксперт. -- Все подобные системы прикладного характера требуют огромного количества вычислительных ресурсов при внедрении. У компании среднего размера их может не быть, и она встанет перед необходимостью их купить. А это в сегодняшние непростые времена тяжело. Есть другой вариант -- взять в аренду. Важно, чтобы аренда была «интеллектуальной», чтобы система была управляемой, росла и уменьшалась, когда это необходимо. Это и есть «облако». Соответственно, тестовые среды, среды разработки – это прямой рынок для «облачных» решений, хотя у нас уже есть потенциальные заказчики, которые хотели бы перенести в «облако» свои производственные системы».
Чаще всего в качестве основных заказчиков «облачных» решений выступают представители малого и среднего бизнеса, поскольку для них приобретение вычислительного оборудования означает серьезные и не всегда оправданные траты. Крупные организации заинтересованы в переходе на «облако» в меньшей степени, однако эта ситуация постепенно меняется.
«Крупные организации тратят на вспомогательные системы, которые на самом деле прежде всего подлежат переносу в «облако», гораздо больше денег, чем мелкие, -- отметил Руслан Заединов. – Да и самих вспомогательных систем у них больше, поэтому для крупных организаций это тоже чрезвычайно целесообразно. И все они сейчас задумываются об этом».
«Тучи» над «облаками»
При всех очевидных плюсах, которые сулит переход в «облако», этот процесс тормозится несколькими пока не решенными проблемами.
«Прежде всего необходимо юридически проработать этот вопрос, потому что речь идет об ответственности провайдера перед заказчиком. Причем не одного, а целых «наслоений» провайдеров: провайдере связи, ЦОДа, «облачной» платформы, -- рассказал Руслан Заединов. -- В нашем случае провайдер ЦОД и провайдер платформы – это одно юридическое лицо. А вот провайдеры связи, которые к нам приходят, должны заключать собственные SLA (контракт, регламентирующий отношения между сервис-провайдером и его клиентом. -- Infox.ru) с заказчиком. Ситуация в этой сфере еще требует проработки».
Другой проблемой, по мнению эксперта, является российская ментальность. Российским организациям тяжело отдавать свои данные и свои вычислительные мощности в «облако». Им трудно принять тот факт, что все это может находиться на удаленном расстоянии.
Третья проблема – неясность ситуации с лицензированием SaaS-приложений.
«Все-таки в облаке «крутятся» вполне конкретные прикладные системы, которые почти всегда производятся зарубежными вендорами, -- объяснил эксперт. -- Не все из них разработали системы лицензирования, которые позволили бы решениям продаваться по SaaS-системе. Пока они этого не сделают и не приведут эти модели на российский рынок, будут некоторые трудности».
По мнению Руслана Заединова, пока «облако», конечно, не может стать панацеей от всех проблем, связанных с IT-инфраструктурой организации.
«Но это действенный инструмент для огромного пласта задач», -- отметил эксперт.