Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

18:09
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

При Меровингах Церковь боролась с язычниками топором

Опубликовано
Текст:

Во многих странах Европы христианство внедрялось насильно. Даже крещение короля Хлодвига I из династии Меровингов и его 3000 воинов примерно в 498 году помогло не сильно. Пришлось еще сотни лет работать топором.

Вопрос о методах борьбы церкви с язычеством в королевстве Меровингов поднял кандидат исторических наук и доцент Института (филиала) Московской государственной юридической академии в Кирове Владимир Дряхлов. По мнению исследователя, церковнослужители прежде всего пытались уничтожить культовые места язычников, воплощавших древнюю религию их предков. Среди таких мест были капища, священные источники, а также рощи и отдельные деревья. Там происходили те культовые церемонии (например, жертвоприношения), которым и следовало положить конец для успешного внедрения новой религии.

Священные деревья и Ветхий Завет

Обычай почитания деревьев возник впервые не у германских племен. Он существовал у многих первобытных народов, в том числе у греков, кельтов и славян. Любое дерево, поражавшее людей своим размером или особенным внешним видом, становилось для них священным: они считали, что некое божество обитало либо в самом дереве, либо дерево принадлежало ему.

Именно поэтому одним из самых действенных методов борьбы с язычеством, по мнению Дряхлова, была вырубка священных рощ. Тем более что такая практика описывалась еще в Ветхом Завете. Ученый отмечает, что она восходит к военной тактике Древнего Востока, когда воины не только угоняли скот, но и вырубали сады и виноградники противника, чтобы подорвать экономику завоеванного ими края. А ветхозаветные пророки считали, что подобные священные места надо уничтожать, потому что именно там стоят идолы, проводятся языческие церемонии, а женщины занимаются культовой проституцией.

Христианские чудеса в противовес язычеству

Множество источников сообщают о вырубке священных рощ в королевстве Меровингов, откуда христианство постепенно распространялось (иными словами – внедрялось) на другие, еще языческие территории. Уничтожение почитаемых деревьев началось во второй половине IV века, еще до официального принятия христианства Хлодвигом. Немалую роль в этом праведном деле сыграл знаменитый святой Мартин Турский (336-397). По легенде, Мартин прочитал перед крестьянами проповедь, призывая их срубить священное дерево, которое посвящено не истинному Богу, а дьяволу. Крестьяне-язычники решили проверить слова проповедника, связали его и кинули на землю, туда, куда дерево должно было упасть. А затем взялись за топоры. Но в последний момент, когда подрубленная сосна уже должна была придавить Мартина, тот осенил себя крестным знамением, и дерево рухнуло в противоположную сторону.

Вырубка целых священных рощ требовала привлечения большой рабочей силы. Священнослужители обязывали заниматься этим делом мирян, которым такая работа должна была еще и показать, что их прежняя религия ничего не стоит и деревья все равно будут падать под ударами топоров -- ни один языческий бог за них не заступится. И даже наоборот. В житии Аманда, епископа Маастрихта, описывается следующая история. Одна женщина, следовавшая языческой вере, ослепла. Аманд провозгласил, что это божья кара. Он дал ей топор, подвел к священному дереву и приказал рубить его, пусть и наугад. Через несколько ударов по стволу женщина неожиданно прозрела.

Бывало, что срубленные деревья затем использовались на постройку церквей. По мнению Дряхлова, священнослужители таким способом пытались «не перегибать палку» в борьбе с язычеством: ненависть и народный гнев, направленный против христиан, им был ни к чему.

Проповеди и «покаянные книги»

Но защитники христианской веры, конечно, не ограничивались этими показательными уничтожениями священных мест язычников. Важным орудием внедрения новой веры для них служила и проповедь, в которой они осуждали почитания языческих святилищ. Идолопоклонничество считалось одним из самых тяжелых грехов наравне с самоубийством и блудом. Одним из таких ярых проповедников был архиепископ Арелата (совр. Арля) Цезарий, который призывал, «чтобы никто не совершал приношений деревьям».

Эту линию борьбы с язычеством подтверждало и принятие различных постановлений на церковных соборах. Например, Турский собор 567 года требовал отлучения от церкви тех христиан, которые продолжают приносить жертвы деревьям.

В раннем Средневековье также активно создавались так называемые пенитенциалии – «покаянные книги», в которых перечислялись различные прегрешения и предлагались церковные наказания за них. Эта литература носила не обязательный, а рекомендательный характер. Жертвоприношения деревьям в них классифицировались как «подношения демонам». Например, в пенитенциалии ирландского миссионера Колумбана за вкушение жертвенной пищи предлагалось обязать человека соблюдать 40-дневный пост из хлеба и воды. Позднее за такой поступок другие авторы рекомендовали уже три года строгого поста. Однако отлучение от церкви не вошло в список потенциальных наказаний. По мнению Дряхлова, это связано с тем, что языческие обычаи оказались живучи и долгое время не исчезали, в связи с чем отлучение от церкви могло привести к прямо противоположным результатам, чем те, которых добивались церковные деятели. Источники свидетельствуют, что трехгодичный пост в виде наказания сохранялся довольно долго – вплоть до XI века.

Каролинги и освоение новых земель

Во времена Каролингов борьба с языческими культами получила поддержку королевской администрации. Карл Великий довольно жестко предписывал уничтожение языческих рощ, деревьев и других нехристианских культовых мест. На территориях, которые покоряли франкские короли, также велась борьба с язычниками, однако там они подвергались светским взысканиям. За жертвоприношения и другие проступки налагались высокие штрафы, а те, кто не мог их уплатить, фактически становились рабами и отрабатывали свой долг на церковных землях.

Однако борьба с язычеством стала, по мнению исследователя, предпосылкой и экономического развития страны – будущего освоения новых земель, которое сопровождалось вырубкой лесов. Подводя итоги своей работы, Дряхлов цитирует слова английского медиевиста Джона Уоллеса-Хэдрилла: население наконец избавилось от «первобытного священного трепета перед лесными глубинами, где не тревожимые никем жили их племенные боги».

Статья Дряхлова «Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов» опубликована в журнале «Вопросы истории» (№ 1, 2010).

Ecology: эфиопские шакалы опыляют цветы, поедая их нектар
Реклама